С 1991 года предприятия и другие юридические лица перешли на расчеты через расчетно-кассовые центры (РКЦ) вместо расчетов по системе межфилиальных оборотов. Предполагалось, что это нововведение должно было ускорить и улучшить порядок расчетов, но вместо ускорения расчетов и усиления контроля за деятельностью новых самостоятельных банков -- в 90-е годы возник кризис в платежном обороте как в наличной, так и в безналичной формах. Причины кризиса неплатежей имеют комплексный характер, связанный со слабостью государственного регулирования, несовершенством расчетно-платежной системы, побочными следствиями антиинфляционных мер, несовершенством законодательства, слабостью государственного и внутреннего контроля и надзора и др. Обострилась проблема защищенности банковских расчетов от различного рода мошенничеств. Более того, введенная система межбанковских расчетов в 90-е годы оказалась питательной средой для роста финансовых нарушений криминальной направленности. Именно поэтому возникла необходимость в создании действенной системы учета и контроля деятельности всех участников банковской системы России. Общие положения организации внутреннего контроля учетно-операционной работы в расчетно-кассовом центре Банка России основаны на положениях Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона «О банках и банковской деятельности", Федерального закона « О рынке ценных бумаг», а также Положения № 242-П от 16.12.2003 г. «Об Организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», Указания №603-У от 07.07.1999 г. «О осуществлении внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» и других. Порядок организации внутреннего контроля для всех банков – общий. Основная цель внутреннего контроля—это защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками РКЦ законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых РКЦ операции и минимизации рисков банковской деятельности. Система внутреннего контроля должна удовлетворять требованиям, установленным Положением № 242-П, письмам-указаниям ЦБ РФ и другими нормативными документами и актами Банка России, соответствовать характеру и масштабам проводимых РКЦ операции и обеспечивать выполнение задач, поставленных перед ним органами управления. РКЦ осуществляет создание системы внутреннего контроля самостоятельно и формирует Службу внутреннего контроля. Сведения о службе внутреннего контроля, порядок ее образования и ее полномочия отражаются в Уставе (ст. 24 Закона о банках).
Данная работа содержит два раздела. В первом мы будем рассматривать организацию внутреннего контроля с точки зрения действующего банковского законодательства. Во втором – основные методологические подходы в проведении внутренней проверки в РКЦ РУ ЦБ.
Другие материалы:
Сбербанк сегодня
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1- ...
Консолидированный отчет о совокупных
доходах Сбербанка по МСФО
Отчет о прибылях и убытках Группы Сбербанка по МСФО
Чистая прибыль Группы Сбербанка России в 2009 году составила 24,4 млрд. руб., что в 4 раза меньше чистой прибыли 2008 года (97,7 млрд. руб.). Аналогичная динамика характерна и для прибыли до налогообложения: 29,9 млрд. руб. в 2009 году и 129,9 м ...
Налично-денежный
оборот и особенности его организации в России
Для осуществления кассового обслуживания клиента кредитные организации создают кассовый узел, а также могут открывать операционные кассы внекассового узла, устанавливать банкоматы, осуществлять инкассацию и доставку денежных средств и ценностей.
Для комплексного кассового обслуживания кредитная о ...