С 1991 года предприятия и другие юридические лица перешли на расчеты через расчетно-кассовые центры (РКЦ) вместо расчетов по системе межфилиальных оборотов. Предполагалось, что это нововведение должно было ускорить и улучшить порядок расчетов, но вместо ускорения расчетов и усиления контроля за деятельностью новых самостоятельных банков -- в 90-е годы возник кризис в платежном обороте как в наличной, так и в безналичной формах. Причины кризиса неплатежей имеют комплексный характер, связанный со слабостью государственного регулирования, несовершенством расчетно-платежной системы, побочными следствиями антиинфляционных мер, несовершенством законодательства, слабостью государственного и внутреннего контроля и надзора и др. Обострилась проблема защищенности банковских расчетов от различного рода мошенничеств. Более того, введенная система межбанковских расчетов в 90-е годы оказалась питательной средой для роста финансовых нарушений криминальной направленности. Именно поэтому возникла необходимость в создании действенной системы учета и контроля деятельности всех участников банковской системы России. Общие положения организации внутреннего контроля учетно-операционной работы в расчетно-кассовом центре Банка России основаны на положениях Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона «О банках и банковской деятельности", Федерального закона « О рынке ценных бумаг», а также Положения № 242-П от 16.12.2003 г. «Об Организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», Указания №603-У от 07.07.1999 г. «О осуществлении внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» и других. Порядок организации внутреннего контроля для всех банков – общий. Основная цель внутреннего контроля—это защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками РКЦ законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых РКЦ операции и минимизации рисков банковской деятельности. Система внутреннего контроля должна удовлетворять требованиям, установленным Положением № 242-П, письмам-указаниям ЦБ РФ и другими нормативными документами и актами Банка России, соответствовать характеру и масштабам проводимых РКЦ операции и обеспечивать выполнение задач, поставленных перед ним органами управления. РКЦ осуществляет создание системы внутреннего контроля самостоятельно и формирует Службу внутреннего контроля. Сведения о службе внутреннего контроля, порядок ее образования и ее полномочия отражаются в Уставе (ст. 24 Закона о банках).
Данная работа содержит два раздела. В первом мы будем рассматривать организацию внутреннего контроля с точки зрения действующего банковского законодательства. Во втором – основные методологические подходы в проведении внутренней проверки в РКЦ РУ ЦБ.
Другие материалы:
Страхование на Руси
Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - “Русской правдой”, которая дает интересные сведения о законодательстве 10-11 веков. Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: “Если кто убьет княже ...
Организация кредитования в банке
Проведение любой ссудной операции характеризуется таким понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка во время проведения кредитной операции. Кредитное дело - это рискованная сфера деятельности, поэтому специфика организации состоит ...
Основания и механизм регистрации кредитных организаций
Под созданием кредитной организации следует подразумевать совершение заинтересованными лицами некоторой последовательности юридически значимых действий (мероприятий), которые являются направленными на создание юридического лица, которое будет обладать правом на реализацию банковской деятельности. ...