Непосредственной организацией системы внутреннего контроля в РКЦ занимается служба внутреннего контроля. Эта служба формируется в соответствии с «Положением об организации внутреннего контроля в банках»№ 242-П, а также действует на основании Устава организации и Положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого высшим органом управления или иным уполномоченным органом управления.
Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем РКЦ, она должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля.
Служба внутреннего контроля не реже одного раза в год отчитывается перед высшим руководством в соответствии с учредительными документами и Положением № 242-П.
Организация внутреннего контроля также должна основываться на положениях Рекомендации Банка России по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности:
Внутренний контроль в РКЦ должен быть в первую очередь направлен на ограничение рисков и на обеспечение порядка проведения операций и сделок, который способствует достижению установленных целевых ориентиров деятельности, при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.
Внутренний контроль осуществляется, как правило, по линии административного и финансового контроля. При этом, административный и финансовый контроль осуществляются в предварительном, текущем и последующем порядке.
Административный контроль:
Состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом определенными полномочиями и процедурами принятия решений в отношении ведения операций.
Финансовый контроль:
Состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой применительно к разного рода финансовых услуг, и их адекватного отражения в учете и отчетности.
Административный и финансовый контроль должны с достаточной степенью достоверности и надежности отразить следующее:
· доступ сотрудников РКЦ к имуществу, к осуществлению операций по счетам клиентов допускается только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями сотрудников;
· операции отражаются в учете в соответствии с установленными Банком России требованиями, реально отражают состояние активов и пассивов, и обеспечивают составление установленных форм отчетности.
· данные учета активов и пассивов баланса надлежащим образом подтверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиций периодичности проверок соответствия, и при наличии отклонений предпринимаются необходимые действия, направленные на ликвидацию расхождений.
Система внутреннего контроля организуется на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро- и макро-уровне. Отметим, что система организации приводится в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективности банковского надзора» (апрель 1997 г.).
Другие материалы:
Концепция реинжиниринга процессов обслуживания клиентов
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская тех ...
Система страхования вкладов в банковской системе
России
Впервые закон о страховании банковских вкладов был подготовлен Государственной Думой РФ в 1996г. под руководством депутата П.А. Медведева. Закон не был принят по двум причинам. Первая - с неопределенностью вокруг дореформенных вкладов, которая решается путем индексации советских вкладов и ростом д ...
Управление финансовыми ресурсами банка
Для того чтобы разобраться каким должно быть управление ресурсами банка, последовательно в этом разберемся.
С этой целью рассмотрим ряд специфических условий, определивших состояние процессов управления финансовыми ресурсами в банковской сфере.
Во-первых, существует достаточно большое количество ...