Принципы внутреннего контроля

Необходимым предварительным условием качественного внутреннего контроля можно полагать хорошую регламентацию операций, проводимых в подразделениях РКЦ, когда контролирующие точно знают из документов, как именно обязаны или могут действовать проверяемые. Другим условием можно считать, что служба внутреннего контроля в РКЦ РУ ЦБ должна создаваться в интересах эффективного управления им. Все основные решения относительно системы контроля должны быть тщательно проработаны с самого начала. Исходя из всего выше сказанного, основные принципы качественного создания и организации системы внутреннего контроля сводятся к следующему:

1. Принцип целевой ориентации—направления деятельности системы внутреннего контроля и решаемые ею задачи ориентированы прежде всего на достижение утверждённых целей деятельности РКЦ, отражённых в его планах и программах в виде конкретных работ;

2. Принцип первого руководителя—классический принцип построения систем управления, предусматривающий, что система внутреннего контроля создаётся и функционирует под руководством председателя правления/совета организации.

3. Принцип целостности и полноты системы—система должна быть единой, состоящей из упорядоченной совокупности элементов, объединённых логическими связями и действующих согласованно для решения поставленных перед ней задач, а её действие распространяется на все виды деятельности и операций РКЦ;

4. Принцип документарной основы внутреннего контроля—контролю подвергаются деятельность РКЦ, указания и решения его руководителей, закреплённые в принятых формах документов;

5. Принцип автоматизированной обработки информации-- система внутреннего контроля разрабатывается и функционирует как автоматизированная информационная система (АИС), связанная с другими автоматизированными системами и подсистемами РКЦ, и позволяет получать все необходимые общие и частные сведения, внутреннюю и внешнюю информацию;

6. Принцип регламентации—функционирование системы четко однозначно определяется документами единого комплекса организационно-управленческой документации РКЦ. Все документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля, строятся вокруг основного документа, имеющего статус стандарта банка;

7. Принцип адаптации—предполагает, что система должна быть гибкой, оперативно настраиваться на использование новых инструментов контроля и решение новых задач;

8. Принцип специализации—система внутреннего контроля не разрушает сложившейся организационной структуры организации, а выполняет свои функции путём «вживания» в неё. Она не подменяет собой другие системы или службы и не дублирует их работу, не вмешивается в оперативную деятельность подразделений и служб РКЦ;

9. Принцип обеспечения качества решений—вся информация, поступающая руководителям РКЦ, должна обладать качеством и достоверностью, необходимыми для принятия на её основе оптимальных решений. Внутри системы внутреннего контроля должны быть предусмотрены процедуры контроля качества работы самой этой системы;

10. Принцип содержательного характера контроля-- контролируется должно прежде всего соответствие характера исполнения документа (решения, указания) его экономической сущности;

11. Принцип оперативности—концентрируя и уплотняя информацию с использованием всех доступных методов её комплексного анализа, система обеспечивает обработку и представление информации руководителям РКЦ в реальном масштабе времени, т. е. в сроки, позволяющие им своевременно принимать решения, а ответственным исполнителем—успевать принимать к исполнению эти решения.

Что касается службы внутреннего контроля, то её основными функциями должны быть главным образом функции внутреннего аудита (методы экономического анализа и документарной ревизии, подробно рассмотренных далее во втором разделе данной работы).

Другие материалы:

Сущность и роль банков
Банк - юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции. Банковская деятельность связана с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и перераспределением. В основу банковских операций положены: привлечение денежных средств физических и юридиче ...

Перспективы развития банковских услуг
В современных условиях банки расширяют свою деятельность начиная новые или расширяя действующие сегменты услуг банковского рынка. Одной из важнейших задач является формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков. Состояние конкурентной среды на рынках банковских услуг призвано сп ...

Современная денежная система России. Организация денежного оборота
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим национальным законодательством. Денежная система состоит из следующих элементов: · денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соиз ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru