Заключение
Страница 1

Вопрос о том, нужна ли в банковских организациях служба внутреннего контроля, не существует. Вопрос состоит лишь в том, что следует понимать под внутренним контролем и как его строить.

Актуальность проблемы внутреннего контроля всегда признавалась банковским сообществом. Практика повседневной работы, направленной на минимизацию своих рисков, привела российские банки к осознанию необходимости создания в той или иной форме систем внутреннего контроля. Законодательно закреплён контроль со стороны владельцев через общее собрание, совет, ревизионную комиссию организации. Исполнительное руководство обязано постоянно вести оперативный контроль за всей деятельностью РКЦ. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники. Каждое структурное подразделение в соответствии с законодательством и нормативными актами Банка России обязано осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями. Такой контроль и его процедуры предусмотрены должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений. Выдачу бюджетных кредитов контролирует кредитный комитет РКЦ. Существуют, как правило, служба безопасности и различные аналитические подразделения. Существуют внешний и внутренний аудит. Наконец, сам Банк России имеет право проверять и контролировать работу любого РКЦ ГУ ЦБ.

Этой сложной совокупности контрольных органов не хватает одного—качества контроля! А низкое качество контроля, в свою очередь, обусловлено низким качеством управлением деятельностью организации.

По мнению Банка России, проблема в том, что нет четких ориентиров при формировании систем внутреннего контроля, а инспекторы ЦБ, проверяя тот или иной РКЦ (банк), не располагают нормативно закрепленными критериями оценки эффективности внутреннего контроля. Это и привело к созданию Положения № 242--П. Этот документ свидетельствует о том, что проблема слабого банковского менеджмента достигла своего предела и возникла необходимость введении нового механизма контроля.

Банк России попытался создать дополнительную, относительно автономную контрольную службу, включив её в уже функционирующие банковские структуры, в которых функция контроля формально определена и должна и может осуществляться. Возложив на эту отдельную решение всех задач внутреннего контроля, Банк России изначально допустил две концептуальные ошибки:

во-первых, подошел к проблеме качества внутреннего контроля автономно, без должной увязки ее с более общей проблемой внутрибанковского управления;

во-вторых, поставил перед банками не действительно важную задачу доведения формально существующих систем внутреннего контроля до работоспособного состояния, а задачу совсем иного рода—сформировать отдельную службу, которая своим появлением только усложняет все.

В документе Базельского комитета «Основополагающие принципы эффективности банковского надзора» говорится именно и только о системе внутреннего контроля. В нем многократно подчеркивается, что в данной работе должны участвовать все подразделения и службы, руководство и все сотрудники. Между тем вариант Банка России отождествляет всю систему такого контроля со службой внутреннего контроля, которая фактически дублирует функции ответственных руководителей и тем самым мешает им выполнять свои функции, снижает ответственность, инициативность и оперативность работы остальных подразделений и их сотрудников, поскольку они должны согласовывать свои действия со службой внутреннего контроля, что не только отнимает дорогое управление, но и противоречит основополагающим принципам науки управления, которая предусматривает четкое разделение полномочий и ответственности между должностными лицами, работающими на разных уровнях управления, и, наконец, фактически исключает из внутреннего контроля рядовых сотрудников.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Банковская система России
Банк России выступает в роли центрального банка страны, и на него возлагаются функции монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства, а также регулирующие и контролирующие функции. Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке ...

Потребительский кредит и его роль в экономике
Наиболее правильно считать ролью назначение кредита, то, ради чего он существует в экономике. Необходимо отметить, что роль кредита едина, она не зависит от его форм и видов. Каждая из форм с позиции макроэкономики играет одну и ту же роль, несмотря на то, что при этом могут быть различными как с ...

Функции и принципы деятельности коммерческих банков
Банки – это финансовые посредники между кредиторами (вкладчиками) и заемщиками (потребителями кредита). Кредиторы и заемщики имеют разное представление в отношении срочности денежных средств. Кредиторы, как правило, хотят предоставлять кредит на короткие сроки, чтобы быстрее вернуть свои деньги об ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru