Преобладание мелких банков может вызвать проблему ограниченности их операций. В странах с развитой рыночной экономикой насчитывается около 300 видов банковских операций. Вместе с тем, теория и практика доказали необходимость разных банков, в том числе и мелких. Они необходимы малому предпринимательству, населению, особенно в небольших населенных пунктах. Проводимая реструктуризация банковской системы России предполагает определенный комплекс мер в этой области, применение стандартов, вытекающих из международной банковской практики.
Капитал банков за период 1999-2003 гг. увеличился в 9 раз, но, по сравнению с капиталом развитых стран, он весьма невелик. Перспектива – освобождение от налога той части прибыли, которая будет направляться на капитализацию.
Низкая капитализация большинства банков влечет за собой малое взаимодействие банковской системы и производственного сектора экономики. Проблема может быть решена с помощью государственной поддержки инвестиционной деятельности, государственного гарантирования инвестиционных программ, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, упрощения процедуры предоставления кредитов малому бизнесу.
Рост активов банков замедлился после1998 г. в связи с крахом фондового рынка, замедлением объемов кредитования, в том числе и отраслей реального сектора. В 2000-2001 гг. положение изменилось к лучшему. Оживился фондовый рынок, возобновились операции с государственными ценными бумагами. Несколько улучшилась общая макроэкономическая ситуация в стране, которая обусловила рост банковских инвестиций в реальный сектор. При этом следует отметить значительный рост долгосрочного кредитования под конкретные инвестиционные проекты. Объем долгосрочного кредитования в 2002 г. превзошел докризисный более чем на 50%.
Многие проблемы банковской системы России связаны с ошибками управления. Ряд банков сильно зависит от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп. У некоторых банков низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях – личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров. Также к ошибкам управления можно отнести политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых банков, масштабное использование находящихся в распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела, несоответствие системы управления размерам и функциям банков, незначительную роль риск-менеджеров в цепочке принятия решений.
Обеспечение стабильности банковской системы достигается за счет повышения ликвидности и платежеспособности банков. Ликвидность подавляющего числа банков удовлетворяла экономическим нормативам Центрального банка, однако, взаимное закрытие кредитных линий банками привело к невозможности покупки ликвидности на рынке межбанковских кредитов теми кредитными учреждениями, у которых существовало несоответствие их активов и пассивов.
Ликвидность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как невозврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу становится стабильность всей банковской системы. По существу эти неплатежи – разновидность коммерческого кредита, предоставляемого предприятиями друг другу. Этот коммерческий кредит должен быть опосредован банковским кредитом, но для этого нужна эмиссия платежных средств на кредитной основе, потому что в России наблюдается неудовлетворенный спрос на платежные средства. При этом эмиссия платежных средств должна быть под контролем Банка России, а эмитированные денежные средства должны оставаться в безналичном обороте.
Кризис банковской системы отразил накопившиеся недостатки в деятельности банков, в банковском законодательстве, в государственной экономической политике, в банковском надзоре. Понимая это, Центральный банк России уже с сентября 1998 г. начал принимать энергичные меры по первичному восстановлению работы банковской системы. Эти меры были направлены на решение трех основных задач: быстрое восстановление работы платежной системы, предотвращение банкротства банковской системы в целом и восстановление макроэкономических основ стабилизации. В 1999 г. была создана государственная корпорация, которая занималась проблемными финучреждениями – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) – один из самых крупных проектов правительства за тот год. Официально его лицензия была аннулирована 14.09.2004 г., однако фактически АРКО бездействовало и раньше (один из последних проектов – ликвидация «СБС-Агро», лицензия которого была аннулирована в январе 2003 г.). Вместо АРКО возникло Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сегодня выступает как конкурсный управляющий или ликвидатор проблемных банков.
Другие материалы:
Коммерческие банки
Коммерческие банки и кредитные учреждения формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы. В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществ ...
Совершенствование каналов доставки банковских услуг
до потребителей
С развитием информационных технологий требования к банкам стремительно меняются. Для достижения успеха необходимо предоставлять банковские услуги 24 часа в день, 7 дней в неделю и в любом месте.
Компания ComputerLand S. A. ("Компьютерные системы для бизнеса", CSBI EE - в России) предста ...
Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций
Для оценки эффективности предложенных во 2 разделе рекомендаций нам необходимо оценить минимально возможное количество средств в месяц, потраченное на совершенствование обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности.
Как уже было сказано во 2-м разделе, около 5 % от всего количества клие ...