Коммерческие банки и кредитные учреждения формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы. В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами, обществами со смешанным (иностранным) капиталом. Банки различаются по территории деятельности, по степени независимости (самостоятельные, дочерние, банки-консорциумы и т.д.), по наличию филиалов, по степени диверсификации капитала, по видам осуществляемых операций (депозитные, ипотечные, инвестиционные, сберегательные и т.д.). Для российской банковской системы характерна в большей степени универсальность банков с точки зрения выполнения операций. Пока с большим трудом намечается линия на функциональную специализацию, но формирование отдельных специализированных сегментов нашей банковской системы еще впереди.
Банк, действующий в условиях рынка, по внутренней логике той экономической системы, в которой он функционирует, является по сути своей коммерческим предприятием. Свою работу он строит на основе рентабельности, извлечения дохода от каждой операции с учетом действия факторов риска. Банк можно рассматривать как коммерческое предприятие, занимающееся куплей-продажей денег и расчетно-платежными операциями. Если это коммерческое предприятие, то главное в его деятельности – получение прибыли, реализация экономического интереса.
Необходимо перечислить некоторые важные принципы деятельности коммерческих банков, которые определяют их специфику. Принцип самоокупаемости и прибыльности, как уже было отмечено, определяет существо деятельности банка как агента рыночных отношений. Это понятно: банк как коммерческое предприятие должен быть самоокупаем и приносить некоторый доход. Принцип партнерства и забота о клиенте характеризует банк несколько иначе, уже не как коммерческое предприятие. Банк сотрудничает с себе подобными. Он должен уважать своих партнеров, те правила, которые действуют в банковской системе. Для каждого банка успех его работы обеспечивает взаимодействие с клиентами. Поэтому так важна забота о клиенте, уважительное к нему отношение, ибо клиент для банка – это капитальная база деятельности. Принцип взаимного сотрудничества и уважения общих правил очень важен в том смысле, что банки обеспечивают свой коммерческий успех только при соблюдении общих правил, действующих в банковской системе. Ведь, если один банк будет «расталкивать локтями» другие банки, то такое поведение приведет к краху как данный банк, так и всю банковскую систему.
Банк следует рассматривать с точки зрения микроэкономики как рыночного агента, действующего, прежде всего, с точки зрения своих интересов. С макроэкономической точки зрения банк – это частица общественного механизма распределения денежных средств, которая должна действовать в четком взаимодействии с другими банками, подчиняясь единым правилам и требованиям. Поэтому достижение необходимого уровня рентабельности должно сочетаться с требованиями поддержания ликвидности и платежеспособности.
Другие материалы:
Кредитные риски
Управление кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами.
Разработанная банком кредитная политика создает основ ...
Эмитенты еврооблигаций и инвесторы
еврооблигация фондовый корпорация рынок
Как уже указывалось ранее, еврооблигации
являются ценными бумагами, эмитируются в евровалютах, размещаясь среди зарубежных инвесторов при помощи международного синдиката андеррайтеров. Андеррайтер – лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бум ...
Эволюция банковской системы России
Для полного раскрытия первой главы в первом пункте необходимо рассмотреть развитие банковской системы России, что бы лучше понять ее нынешнее состояние.
Банковская система выступает основной частью кредитной системы, предполагающая совокупность банковских учреждений. Банковская система Российской ...