Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ
Страница 2

Банки » Современная банковская система РФ » Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

- способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

- социально-экономические приоритеты развития общества;

- совершенство законодательной базы;

- проводимая Банком России кредитная политика;

- степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

- исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [12].

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты, разрешения на проведение операций и отдельных направлений деятельности банков.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Методы направлены на оказание помощи банкам в введении финансовой отчетности, составлении документов и принятии оперативных решений. Например, изменение порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. (Новая редакция Положения Банка России № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»). Особенности формирования резервов на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон в соответствии с ЦБР № 1584-У от 22.06.06 г.

В данном Положении рассматриваются такие вопросы, как:

- Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.

- Перечень факторов риска, на основании которого выносится мотивированное суждение о необходимой к созданию величине резерва.

- Особенности оценки риска потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).

- Особенности оценки риска потерь по условным обязательствам кредитного характера.

- Порядок формирования резерва по условным обязательствам кредитного характера с учетом предоставленного обеспечения по сделке.

- Резерв по срочным сделкам. Особенности формирования резервов под прочие потери.

- Особенности составления отчетности по форме 0409155 «Сведения о резервах на возможные потери».

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

- анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

- проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

- проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

- взыскать штраф;

- назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

- отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Ценные бумаги отсутствующие в Российском законодательстве
Кроме перечисленных видов ценных бумаг в мировой практике существуют еще, по крайней мере, два вида первичных ценных бумаг, которые законодательно не определены в нашей стране. Это - закладные ценные бумаги на недвижимость и страховые полисы различных типов (включая пенсионные, медицинские и др.) ...

Банковские операции и услуги. Классификация банковских операций и услуг
Широкое разнообразие операций позволяет банкам сохранить клиентов и оставаться рентабельными, даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Основными банковскими операциями являются: 1. валютный обмен. История свидетельствует, что одно из первых услуг, предложенных банками, стали операци ...

Участники фондовой биржи в России
Субъекты фондовой биржи – юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг, они продают, покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг и имея ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru