Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ
Страница 2

Банки » Современная банковская система РФ » Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

- способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

- социально-экономические приоритеты развития общества;

- совершенство законодательной базы;

- проводимая Банком России кредитная политика;

- степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

- исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [12].

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты, разрешения на проведение операций и отдельных направлений деятельности банков.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Методы направлены на оказание помощи банкам в введении финансовой отчетности, составлении документов и принятии оперативных решений. Например, изменение порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. (Новая редакция Положения Банка России № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»). Особенности формирования резервов на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон в соответствии с ЦБР № 1584-У от 22.06.06 г.

В данном Положении рассматриваются такие вопросы, как:

- Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.

- Перечень факторов риска, на основании которого выносится мотивированное суждение о необходимой к созданию величине резерва.

- Особенности оценки риска потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).

- Особенности оценки риска потерь по условным обязательствам кредитного характера.

- Порядок формирования резерва по условным обязательствам кредитного характера с учетом предоставленного обеспечения по сделке.

- Резерв по срочным сделкам. Особенности формирования резервов под прочие потери.

- Особенности составления отчетности по форме 0409155 «Сведения о резервах на возможные потери».

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

- анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

- проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

- проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

- взыскать штраф;

- назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

- отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Биржевой рынок – центр ликвидности рублевых операций и прозрачного курсообразования
В 2006—2007 гг. доля российского биржевого рынка в общем объеме межбанковских рублевых операций достигла 17—25% по сравнению с 6—12% двумя годами ранее11 (рис. 5). Рис. 5. Оборот торгов на биржевом рынке Доллар/Рубль и его доля в общем объеме межбанковских валютных операций «Доллар-Рубль» Макс ...

Новые методы управления отношениями банков с клиентами
Необходимость обслуживания большого объема обращений потенциальных клиентов и ведение полной истории этих обращений ставит перед банками задачу создания полноценных систем обработки и учета вызовов. На современном этапе развития компьютерных технологий и качественное обслуживание вызовов, и одновр ...

Сущность социального страхования
Государственное социальное страхование – государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети. Государственное социальное страхование находится в ведении орган ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru