Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ
Страница 1

Банки » Современная банковская система РФ » Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

Банки и другие кредитные организации играют чрезвычайно важную роль в экономической жизни общества. Обеспечение стабильности банковской системы представляет значительный интерес для общества и является одной из важных функций государства, осуществление которой связано с решением задач укрепления правопорядка в сфере банковской деятельности. Одним из условий их решения является осуществление контроля и надзора в сфере банковской деятельности. О необходимости усиления банковского надзора говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию 18 апреля 2006 года.

В зависимости от уровня контролирующих субъектов в сфере банковской деятельности можно различать такие направления, как государственный контроль за деятельностью Банка России, а также деятельность Банка России по контролю и надзору за кредитными организациями.

В Конституции и федеральных законах Российской Федерации содержатся определенные контрольные полномочия Президента РФ и Государственной Думы (ГД) в отношении Банка России. Отдельные вопросы его деятельности подлежат контролю Счетной палатой РФ, органами прокуратуры, налоговыми и иными контролирующими органами государства в соответствии с их компетенцией и полномочиями.

В свою очередь, контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России путем непрерывного анализа и сопоставления экономических показателей их деятельности на основе ежемесячных отчетов, а также инспектирования и проведения проверок соблюдения ими законодательства РФ и нормативных актов Банка России. Кроме того, они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке согласно ст.7 Закона об аудиторской деятельности.

По мере развития общества и государства происходит поиск новых форм и методов контроля и надзора, нацеленных на создание в обществе режима законности, в том числе в банковской сфере. В этой связи представляется возможным в качестве самостоятельного направления контроля в сфере банковской деятельности рассматривать контроль кредитных организаций за соблюдением их клиентами финансового законодательства. Находясь в гражданско-правовых отношениях со своими клиентами и совершая по их поручениям расчетные и иные операции, кредитные организации обязаны следить за законностью этих операций с точки зрения соблюдения ими валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др. При этом кредитные организации выступают в роли агентов государства, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по осуществлению контрольных полномочий в отношении своих клиентов.

Таким образом, проблема контроля и надзора в сфере банковской деятельности носит комплексный характер, а ее решение находится в сфере компетенции как органов государства и Банка России, так и самих банков.

В России исторически сложилась и законодательно закреплена централизованная банковская система. Как отмечает В. Смит, наиболее упрощенное определение централизованной системы представляет собой систему, в рамках которой единственный банк обладает полной или частичной монополией на осуществление эмиссионной деятельности. Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты [20].

Российская банковская система имеет свои особенности. В России банковская система является двухуровневой. Двухуровневость банковской системы предполагает существование верхнего уровня, наделенного государственно-властными полномочиями (Банк России), и нижнего (предпринимательского) уровня банковской системы. Кроме того, с учетом современного федеративного устройства России централизованная банковская система является федеральной, т.е. ее организация, функционирование и государственное управление ею осуществляется на уровне Российской Федерации, а не ее субъектов. Организационные формы и другие характеристики банковской системы РФ регулируются Конституцией РФ, Законом о Банке России, Законом о банках, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи [1]:

- предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

- защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

- не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
О б щ е э к о н о м и ч е с к и е п р и ч и н ы возникновения кредита как особой формы стоимостных отношений связаны со спецификой формирования и функционирования товарного производства. Кредит появился на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Предпосылки для его развития были созданы ...

Обязанности службы внутреннего контроля
Согласно действующим нормативно-правовым актам служба внутреннего контроля и её сотрудники обязаны: 1. Обеспечивать осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности и операционных рисков, текущий анализ финансового положения организации. 2.Организовывать постоянный контроль п ...

Учет операций по выпуску векселей
Выпущенные векселя учитываются по номинальной стоимости на пассивных балансовых счетах 523 «Выпущенные векселя и банковские акцепты» по срокам погашения. Векселя «по предъявлении» учитываются на счетах до востребования 52301. Векселя «по предъявлении, но не ранее определенного срока» учитываются н ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru