Фондовый рынок (или рынок ценных бумаг) – это экономический механизм, который способствует заключению сделок между продавцами и покупателями по поводу обмена специфического товара – ценных бумаг. В экономической теории рынку ценных бумаг отведено вполне определенное место в структуре рынка вообще. Он входит в состав финансового рынка, являясь частью денежного рынка и рынка капиталов, поэтому прежде чем перейти непосредственно к изучению рынка ценных бумаг, необходимо определить понятие финансового рынка, его товара и функций этого рынка.
К рынкам, на которых можно получить капитал принадлежит рынок ценных бумаг. На данный момент он находится на первоначальной стадии развития, но объем операций на нем быстро увеличивается. В России современный фондовый рынок представляет смешанную модель. Участниками рынка являются: коммерческие банки, центральный и сберегательный банки, фондовые биржи, институциональные фонды, страховые компании. Рынок ЦБ включает акции и облигации банков, акции чековых инвестиционных фондов, облигации банков и предприятий, эмиссия акций вновь появляющихся акционерных обществ.
Рынок можно охарактеризовать следующим:
- небольшой объем рынка;
- материальная база, методы торговли, информационная инфраструктура – совсем не развита;
- высокой степенью всех рисков, которые связанные с ценными бумагами;
- высокой частью спекулятивного оборота;
- инвестиционным кризисом;
- увеличением рынка спроса государства на деньги и увеличением долговых обязательств, что в свою очередь уменьшает количество инвестиций в ценные бумаги.
Также отметим, что рынок развивается на основе масштабной государственной приватизации, которая влечет за собой массовый выпуск ценных бумаг. Относительно быстро появляются новые коммерческие образования и холдинговые структуры. Расширяется выпуск облигационных займов, как регионами, так и предприятиями. Технологическая база рынка быстро улучшается. Имеется доступ на международные рынки капитала.
Процесс формирования фондового рынка способствовал возникновению, в связи с этим, большого количества проблем, которые необходимо максимально разрешить для благоприятного развития и существования рынка ценных бумаг.
Отметим ряд проблем, которые требуют решения в первую очередь:
- преодолеть негативное влияние внешних факторов: экономического кризиса, социальной и политической нестабильности;
- улучшить качественные характеристики рынка;
- сделать переориентацию рынка ЦБ - на выполнение своей главной функции;
- увеличить роль государства на фондовом рынке;
- максимально защитить инвесторов от потерь.
В системе распределения финансовых ресурсов государства важный сегмент рынка занимают ценные бумаги, которые являются необходимыми для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому, перед правительством стоят задачи восстановления и регулирования фондового рынка: установить стандарты, определить требования к участникам, обеспечить информированность инвесторов, сформировать систему страхования.
Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные обязательства, депозитные сертификаты и др.) появились в процессе развития производственных сил и наличием активной международной торговли. Торговые организации стали первыми акционерными обществами. На сегодняшний день ЦБ заменяют реальные финансовые активы. Рынок ценных бумаг находится между рынком капиталов и денежным рынком.
Основной задачей рынка ценных бумаг России в 2010 году стало восстановление позиций трехгодичной давности на фоне мирового финансового кризиса. Несмотря на то, что большая часть российских ценных бумаг не была подвержена резким спадам, индекс деловой активности в 2009 году значительно снизился.
В 2010 году наблюдается стабильное повышение деловой активности на рынке ценных бумаг России, рост индекса ММВБ наблюдался практически в течении всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности.
Другие материалы:
Концепция маркетинга в Сбербанке РФ
Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики Сбербанка, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию ...
Анализ финансосовго состояния корпоративного заемщика
Рассмотренная во второй главе выпускной квалификационной работы методика отражает теоретические разработки оценки кредитоспособности заемщика. Рассмотрим практически анализ кредитоспособности ООО "Зет" по приведенной методике. Бухгалтерская отчетность ООО «Зет» представлена в приложении. ...
Портфель ценных бумаг коммерческого банка
Вложения в ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Основная цель формирования портфеля ценных бумаг — обеспечение реализации разработанной инвестиционной стратегии банка путем подбора наиболее эффективн ...