Денежная масса и денежная база
Страница 1

Банки » Деньги, кредит, банки » Денежная масса и денежная база

Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы.

Д е н е ж н а я м а с с а – это совокупный объем всех покупательных и платежных средств в наличной и безналичной формах, находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и обслуживающих экономический оборот страны.

На величину денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д.

Определение совокупного объема денежной массы в обращении и ее структуры — достаточно сложная задача, поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На практике для целей мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих используют специальные показатели — д е н е ж н ы е а г р е г а т ы. Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в стране.

В соответствии с международными стандартами в качестве основного критерия выделения различных показателей денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа и степень затрат на проведение данной операции. Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что:

а) каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий;

б) каждый последующий денежный агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается).

В связи с этим при определении денежной массы часто используют понятия “деньги в узком смысле слова” и “деньги в широком смысле слова”[11].

“Деньги в узком смысле слова” являются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей. Вследствие высокой ликвидности “деньги в узком смысле слова” активно участвуют в проведении торговых и других экономических операций. Существует довольно тесная взаимосвязь динамики их объема с уровнем экономической активности в стране.

“Деньги в широком смысле слова” наряду с наличностью и депозитами до востребования включают “потенциальные деньги” — срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.п. Необходимость определения объема “денег в широком смысле слова” и его регулирования обусловлена развитием финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов (например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью. В связи с этим на практике прослеживается усиление влияния изменений широких денежных агрегатов на экономические процессы в стране.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Сбербанк России
Отличие российского Сбербанка от всех остальных банков страны заключается в той исключительно важной социальной роли, которую он играет в стране в силу складывавшихся на протяжении десятилетий социально-экономических условий. Отделения Сберегательного банка, которые находятся, без преувеличения, в ...

Роль денег в рыночной экономике
Р о л ь д е н е г представляет собой конкретное проявление их функций, ее можно рассматривать как реализацию воздействия функций денег на социально-экономические процессы в общественном хозяйстве в конкретных исторических условиях. Взгляды экономистов на роль денег в воспроизводственном процессе ...

Мероприятия по стимулированию продаж банковских продуктов
К средствам стимулирования потребителей банковских продуктов можно отнести возможность пользования какой-либо услугой в течение какого-либо времени на льготных условиях, скидки постоянным клиентам, демонстрации банковских продуктов (проведение семинаров и презентаций), лотереи среди постоянных кли ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru