Сущность денег, их функции
Страница 3

Банки » Деньги, кредит, банки » Сущность денег, их функции

Для того чтобы измерять стоимость товаров, деньги сами должны обладать стоимостью, которая могла бы служить основой и эталоном при измерении. Когда на рынке формируются обменные пропорции, в соответствии с которыми товары при помощи денег обмениваются друг на друга, стоимость денег находит свое выражение в других товарах. Таким образом, деньги обладают меновой стоимостью или покупательной способностью, которая выражается в абсолютном количестве товаров, которые можно купить на одну денежную единицу.

Полноценные деньги имели собственную внутреннюю стоимость, которая практически совпадала с меновой стоимостью этих денег. У современных кредитных денег меновая стоимость превышает издержки их производства и формируется под воздействием рыночных условий и государственного регулирования их эмиссии и обращения. В связи с этим механизм выполнения ими функции меры стоимости, как было показано ранее, является предметом дискуссий. Распространенной является точка зрения, согласно которой функции современных денег, не имеющих собственной внутренней стоимости для выполнения роли всеобщего эквивалента, претерпели модификацию и в настоящее время деньги выполняют функцию не меры стоимости, а соизмерения стоимости или единицы счета.

С появлением денег стоимость всех товаров получила денежное выражение ― цену. Деньги же цены не имеют, поскольку не могут выразить свою стоимость в себе самих. Реальную ценность денег выражает их покупательная способность. В рыночной экономике цены товаров складываются под влиянием таких основных факторов, как затраты труда на их производство, соотношение спроса и предложения этих товаров, покупательная способность денег.

Для определения цены какого-либо товара нет необходимости в физическом наличии необходимой денежной суммы ― нужно просто мысленно приравнять его к определенному количеству денег. После выделения на роль всеобщего эквивалента металлов стоимость товаров первоначально приравнивали к соответствующему весовому количеству этих металлов. Однако необходимость взвешивать деньги затрудняла обменные операции. Для удобства сравнения цен различных товаров их следовало выражать в одинаковых единицах, то есть свести к одному масштабу. В связи с этим на определенном этапе развития товарно-денежных отношений функция меры стоимости стала реализовываться на основе масштаба цен.

В условиях обращения металлических денег масштаб цен представлял собой определенное весовое количество металла, принятое в качестве денежной единицы страны. Например, на рубеже XIX-XX вв. масштабом цен в России выступал рубль, содержащий 0,774234 грамм чистого золота, а в США – доллар, золотое содержание которого равнялось 1,50463 граммам чистого золота. Масштаб цен в стране фиксировался государством в законодательном порядке и менялся только при девальвации курса национальной валюты и проведении денежных реформ.

С возникновением масштаба цен в обменных операциях стали использоваться отчеканенные монеты. Весовое количество денежного металла, которое содержалось в монетах, первоначально совпадало с масштабом цен (номиналом). Однако в результате их изнашивания и порчи[5] официальный масштаб цен постепенно обособился от реального весового наполнения монет, а с отменой золотого содержания валют (после введения в 1976 году Ямайской валютной системы) полностью утратил свое значение. Произошла замена официального масштаба цен фактическим, рыночным, который не является фиксированным и складывается стихийно в процессе рыночного обмена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

Оценка эффективности формирования и выполнения депозитной политики ОАО "Уралпромбанк"
Решением собрания учредителей создан Коммерческий Банк «УРИКОМ-БАНК» акционерное общество открытого типа (протокол от 01.02.1994 №1) и зарегистрирован в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 11.07.1994 года, регистрационный номер: 2964 Решением Общего собрания акционеров (протокол ...

Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другим ...

Источники формирования доходов и прибыль кредитной организации
Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка есть финансовый результат его деятельности. При этом конечный результат - прибыль - определяется как разница между доходами и расходами. В состав доходов банка включаются: 1. начисленные и полученные % по кредитным ресурсам; 2. комиссионная и иная ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru