Роль товарных бирж в мировой экономике ХХ века была неоднозначна. Наряду с неуклонным падением роли товарных бирж как формы оптовой торговли резко возрастало их значение как центров финансовых операций.
Изменения, происшедшие в положении товарных бирж, касались следующих аспектов их деятельности:
круга товаров и рынков, являющихся предметами сделок,
объема операций и числа товарных бирж,
вида сделок,
организации торговли и учета биржевых операций.
К биржевым товарам относят товары, полностью или частично продаваемые через биржи. Как отмечалось ранее, объектами биржевой торговли являются товары, обладающие такими свойствами, как однородность, взаимозаменимость, возможность установления стандарта качества. Кроме того, довольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоропортящиеся товары, но современная научно-техническая революция позволила ввести в биржевой оборот ряд видов скоропортящейся продукции. [4, 62]
Большое значение на формирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либо потребления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможно и существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными товарами, в том случае если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники - продавцы либо покупатели. Примером этого является рынок нефти и нефтепродуктов.
В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за нынешний век существенно сократилось. В конце ХIХ века биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции более не ведутся.
К середине ХХ века число биржевых товаров сократилось примерно до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рынков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынком понимается рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одному товару может существовать несколько рынков.
Номенклатура биржевых товаров традиционно состояла из двух основных групп - продукция сельского хозяйства и промышленное сырье и полуфабрикаты.
В группу промышленного сырья и полуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).
Число биржевых товаров группы сельского и лесного хозяйства неуклонно сокращается. В эту группу входят масличные (семена, шроты, и масла), зерновые (пшеница, кукурузы, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа). натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и замороженный концентрат апельсинового сока.
На структуру биржевых товаров воздействует целый ряд факторов, в том числе и такой как научно-технический прогресс. Благодаря ему появилось множество заменителей некоторых биржевых товаров искусственного или синтетического происхождения. Конкурентная борьба между этими товарами способствует стабилизации цен, а значит - уменьшению биржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сделок в последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля ею вообще прекратилась.
Другие материалы:
Совершенствование маркетинговой политики банка, поиск резервов для привлекательности
условий кредитования
Кредитование должно всегда оставаться предметом совершенствования его форм и методов, тж. оно является одним из основных и важнейших направлений деятельности коммерческого Банка. Принимая во внимание возрастающую конкуренцию в данной области, необходимо разрабатывать направления, наиболее привлека ...
Коммерческий
банк, особенности его организации и деятельности
Форма образования банка может быть разной: акционерное общество, унитарное предприятие. Учредителями банка выступают юридические и физические лица, кроме общественных организаций, преследующих политические цели. Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодател ...
Организация кредитования юридических лиц
в коммерческом банке
1) Этапы кредитования юридических лиц
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда к ...