Новым лидерам финансового ведомства страны пришлось столкнуться с системным экономическим и политическим кризисом, охватившим империю. Самой насущной задачей Министерства финансов и
Государственного банка в этот период было сохранение созданного С.Ю. Вите золотого стандарта, который оказался под угрозой внешнеполитических конфликтов и социальных потрясений в стране.
Новым главой финансового ведомства, после С.Ю. Витте, с августа 1903 г., стал бывший управляющий Государственным банком Эдуард Дмитриевич Плеске. После его скорой кончины, министром финансов был назначен заместитель Владимир Николаевич Коковцов, один их соавторов и активных проводников денежной реформы 1895-1897 гг. С коротким перерывом, в конце 1905 начале 1906 гг., он бессменно занимал пост главы финансового ведомства в течение бурного десятилетия 1904-1913 гг., будучи после убийства П.А. Столыпина, одновременно и главой правительственного кабинета с 1911 г. до начала 1914 г.
Управляющим Государственным банком в 1903 г. был назначен опытный чиновник Сергей Иванович Тимашев, ранее работавший под руководством управляющего Э.Д. Плеске и принимавший самое активное участие в реформировании деятельности Государственного банка в 1890-х годах. В должности управляющего Государственным банком С.И. Тимашев проработал до 1909 г., и был назначен министром торговли и промышленности. С.И. Тимашев известен своей активной работой за сохранение золотого стандарта, а также тем, что подготовил аналитическую записку «О денежном обращении России в 1904- 1907 годах».
Новым лидерам Государственного банка и финансового ведомства пришлось приложить максимум усилий, чтобы спасти золотое денежное обращение в стране, пережившей неудачную войну с Японией и революцию 1905-1907 гг. Этот опыт остается весьма актуальным, поскольку содержит целый комплекс мер, направленных на стабилизацию денежной системы в экстремальных условиях, гораздо более неблагоприятных, чем, например, в ситуации современного финансово-экономического кризиса. Но даже в тех обстоятельствах руководству Министерства финансов и Государственного банка удалось сохранить золотой стандарт и стабилизировать систему денежного обращения в стране.
Вопрос о возможной отмене золотого размена встал сразу же после открытия военных действий на Дальнем Востоке. В.Н. Коковцов уже в начале 1904 г. настаивал на том, что «мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля, ибо только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке и быстро поправим все невзгоды войны, тогда как, прекратив наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длительного промежутка времени».
На заседании Комитета финансов в марте 1904 г. к востоку от Байкала, т.е. в зоне, примыкающей к театру военных действий, решено было производить операции исключительно кредитными билетами в качестве превентивной меры против оттока золотой монеты. За счет эмиссии мелкокупюрных кредитных билетов (3, 5 и 10-рублевого достоинства, в Сибири рублевого достоинства) был создан объемный мелкокупюрный фонд, не требующий размена на золотую монету. В итоге выпуск кредитных билетов увеличился на 459 млн. руб., а объем золотой монеты в обращении сократился на 100 млн. руб.
Финансирование военных расходов должно было производиться за счет займов, преимущественно внешних, прежде всего заключенных в Германской империи. Война с Японией России обошлась в 2 миллиарда 300 миллионов рублей, и за годы войны 1904 1905 годов государственный долг Российской империи возрос примерно на ту же сумму с 6,6 миллиарда до 8,7 миллиарда. Отметим, что около половины прироста составил долг внешний; повторяю, по займам, заключенным с Германией.
Другие материалы:
Учет покупки и продажи иностранной валюты
Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ в соответствии с требованиями п. 3.1.1 Указания № 1446-У отражается по счетам бухгалтерского учета в следующем порядке:
по курсу покупки, установленному кредитной организацией:
Дт 20206 "Касса обменных пунктов" лицевой счет в ин ...
Формирование страховых резервов
Страховые резервы формируются на основании законодательства о страховании и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Такие резервы создаются, чтобы обеспечить выполнение принятых страховых обязательств из полученных страховых взносо ...
Предложения оптимизации депозитной политики ОАО «Уралпромбанк»
Исследование депозитной политики позволили выработать ряд предложений и рекомендаций. При разработке депозитной политики банку необходимо руководствоваться определенными критериями ее оптимизации, среди которых выделяются следующие:
а) взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для ...