Безналичный денежный оборот, его значение
Страница 4

Банки » Деньги, кредит, банки » Безналичный денежный оборот, его значение

Организации безналичных расчетов основывается на договорных отношениях не только между банками и их клиентами, ведь потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и т.п. Таким образом, безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг (основных договорах). В этих договорах, кроме всего прочего, оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи. Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами.

П о р я д о к п р о в е д е н и я б е з н а л и ч н ы х р а с ч е т о в устанавливается законодательством и определяет виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д. Он является единым для всех участников и действует независимо от конкретной формы расчетов.

В Республике Беларусь безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных инструкций клиентов.

Платежная инструкция представляют собой указания инициатора платежа банку-отправителю[29] перевести в пользу бенефициара определенную сумму денежных средств. Инициатором платежа может выступать и плательщик, и бенефициар. Клиент может выдать платежные инструкции банку-отправителю двумя способами: предоставив ему расчетные документы (платежные поручения, платежные требования или платежные требования-поручения), либо посредством использования платежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карточек и т.д.). Платежные инструкции могут оформляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, требования к их форме и содержанию устанавливаются Национальным банком. Получив платежную инструкцию клиента, банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления. Обстоятельства, при которых банк имеет право отказаться выполнять платежные инструкции клиентов, определяются действующим законодательством.

Последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей называется документооборотом. Каждому виду платежной инструкции присущи свои особенности документооборота и его продолжительность. Основные правила документооборота в различных формах безналичных расчетов разрабатываются Национальным банком, в соответствии с ними каждый банк устанавливает собственный порядок перемещения платежных инструкций между его структурными подразделениями.

Все платежи со счета клиента банк осуществляет в той последовательности, в которой поступили к нему платежные инструкции по этим платежам. Однако если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступивших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам.

Очередность платежей ¾ это последовательность списания средств с текущих (расчётных) и других счетов для оплаты поступивших платежных инструкций при недостатке средств на счёте. Она устанавливается в законодательном порядке и является для банков обязательной.

Выделяют следующие виды очередности: календарную, целевую и по усмотрению клиента. Календарная очередность подразумевает исполнение платежных инструкций в той последовательности, в какой они поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Ее недостаток заключается в том, что второстепенные для клиента обязательства могут быть оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. Целевая очередность предусматривает следующий порядок: исходя из экономического значения платежей определяются группы их очередности; оплата каждой последующей группы осуществляется только после завершения всех платежей предыдущих групп.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Применение CRM-систем для повышения эффективности рекламной деятельности Сбербанка РФ
Для повышения эффективности рекламной деятельности Сбербанка РФ необходимо применение CRM. Три модных иностранных буквы у всех на слуху - CRM, то есть управление взаимоотношениями с клиентами. Но даже успешные проекты внедрения высвечивают проблему понимания этой бизнес-концепции: не столько прог ...

Перспективы и планы развития банковской системы на 2005 год
В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков ...

Система взыскания задолженности по кредитам
Сегодня российский рынок розничных банковских услуг переживает колоссальный рост объемов кредитования, что влечет за собой увеличение проблемной задолженности. По подсчетам Ассоциации региональных банков России, за последние пять лет задолженность населения по кредитам перед банками выросла более ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru