Организации безналичных расчетов основывается на договорных отношениях не только между банками и их клиентами, ведь потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и т.п. Таким образом, безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг (основных договорах). В этих договорах, кроме всего прочего, оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи. Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами.
П о р я д о к п р о в е д е н и я б е з н а л и ч н ы х р а с ч е т о в устанавливается законодательством и определяет виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д. Он является единым для всех участников и действует независимо от конкретной формы расчетов.
В Республике Беларусь безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных инструкций клиентов.
Платежная инструкция представляют собой указания инициатора платежа банку-отправителю[29] перевести в пользу бенефициара определенную сумму денежных средств. Инициатором платежа может выступать и плательщик, и бенефициар. Клиент может выдать платежные инструкции банку-отправителю двумя способами: предоставив ему расчетные документы (платежные поручения, платежные требования или платежные требования-поручения), либо посредством использования платежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карточек и т.д.). Платежные инструкции могут оформляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, требования к их форме и содержанию устанавливаются Национальным банком. Получив платежную инструкцию клиента, банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления. Обстоятельства, при которых банк имеет право отказаться выполнять платежные инструкции клиентов, определяются действующим законодательством.
Последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей называется документооборотом. Каждому виду платежной инструкции присущи свои особенности документооборота и его продолжительность. Основные правила документооборота в различных формах безналичных расчетов разрабатываются Национальным банком, в соответствии с ними каждый банк устанавливает собственный порядок перемещения платежных инструкций между его структурными подразделениями.
Все платежи со счета клиента банк осуществляет в той последовательности, в которой поступили к нему платежные инструкции по этим платежам. Однако если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступивших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам.
Очередность платежей ¾ это последовательность списания средств с текущих (расчётных) и других счетов для оплаты поступивших платежных инструкций при недостатке средств на счёте. Она устанавливается в законодательном порядке и является для банков обязательной.
Выделяют следующие виды очередности: календарную, целевую и по усмотрению клиента. Календарная очередность подразумевает исполнение платежных инструкций в той последовательности, в какой они поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Ее недостаток заключается в том, что второстепенные для клиента обязательства могут быть оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. Целевая очередность предусматривает следующий порядок: исходя из экономического значения платежей определяются группы их очередности; оплата каждой последующей группы осуществляется только после завершения всех платежей предыдущих групп.
Другие материалы:
Обязательное медицинское страхование
Конституция РФ провозглашает, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений"(ч. 1 ...
Проблемы и перспективы развития биржевой торговли в
РК
Стратегические цели развития торгово-экономических отношений Республики Казахстан, как известно, направлены на интеграцию в мировое хозяйственное пространство, в ближайшее время решаются вопросы вступления в ВТО. Определяя свое будущее в мировом экономическом пространстве, экономической стратегией ...
Тенденции в
развитии банковского хозяйства и банковского менеджмента
Внимание к управлению банками остается фундаментальной предпосылкой эффективного функционирования банковской системы. Об этом свидетельствует также мировой опыт, т.е. события, которые происходили в международной практике практически весь XX века , особенно в его второй половине Последние финансовы ...