В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:[41]
Платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
Имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно.
Характеристика категорий качества отражена в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика категорий качества
|
Категория |
Характеристика |
|
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) |
- отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю) |
|
II категория качества (нестандартные ссуды) |
- умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов) |
|
III категория качества (сомнительные ссуды) |
- значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов) |
|
IV категория качества (проблемные ссуды) |
- высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов) |
|
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) |
- отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды |
Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
|
Обслуживание долга / Финансовое положение |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
|
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
|
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
|
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
Другие материалы:
Кредитный риск: его факторы, виды и специфика
управления ими
Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее раскованной. Кредитный риск, таким образом, был и остается основным видом бан ...
Еврооблигации России, субъектов РФ и корпораций
Реальная возможность выхода на еврорынок появилась у России с 7 октября 1996 года. Тогда рейтинговые агентства с мировым именем, такие как Standart & Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's объявили о присвоении Российской Федерации долгосрочных кредитных рейтингов BB-, BB+ и Ba2 соответственно.
На ...
Расчетные
операции
Современная экономика любого государства представляет собой широкую разветвленную сеть сложных взаимоотношений министерств. Входящих в нее хозяйственных субъектов.
Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение требований и обязательств.
Платеж ...