Анализ кредитоспособности заемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:
– сбор информации о клиенте;
– оценка финансовой устойчивости заемщика;
– оценка платежеспособности заемщика;
– оценка кредитного риска;
– анализ денежных возможностей банка.
Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получило использование метода оценки финансовой устойчивости клиента на основе финансовых коэффициентов, которые объединяются, как правило, в 4 группы: коэффициент ликвидности (платежеспособности), коэффициенты финансовой независимости (рыночной устойчивости), коэффициент оборачиваемости, коэффициент рентабельности.
Система показателей кредитоспособности заемщика, по нашему мнению, должна включать в себя не только финансовые показатели, но и нефинансовые, в том числе и атрибутивного характера, такие, например, как уровень менеджмента, деловая репутация заемщика, уровень организации управления, качества продуктов и услуг. Особое значение имеет оценка опыта работы банка с клиентом по таким направлениям, как длительность взаимоотношений банка с клиентом, качественные параметры операций банка с данным клиентом по видам кредитных продуктов, кредитная история и пр.
Для расчета финансовых коэффициентов вполне достаточны показатели баланса. В некоторых случаях они дополняются данными финансовых отчетов предприятия.
В практике российских коммерческих банков основные и дополнительные показатели используются в самых различных комбинациях, причем состав основных показателей, как правило остается неизменным, в то время, как состав дополнительных показателей подвержен быстрому изменению, в зависимости от деятельности заемщика.
Каждый коммерческий банк использует свою оригинальную методику, способствующую снижению кредитного риска. В рамках второй главы мы рассмотрели методику снижения кредитного риска Муромцевским ОСБ № 2257.
Кредитный риск зависит от экзогенных факторов (т.е. «внешних», связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и эндогенных факторов («внутренних», вызванных ошибочными действиями самого банка). Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Как мы выяснили в дипломной работе, конкретные меры по управлению кредитными рисками обычно включают 3 вида директив.
Первый вид − это директивы, направленные на ограничение или уменьшение кредитных рисков, например определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с банком лиц или превышение лимитов.
Второй вид включает директивы по классификации активов. Сюда входит анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают банк кредитному риску.
Третий вид включает директивы по кредитному резервированию − не только по портфелю кредитов, но также по всем другим активам, которые могут привести к убыткам.
В ходе дипломного исследования мы выяснили, что важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде.
Другие материалы:
Сущность социального страхования
Государственное социальное страхование – государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Государственное социальное страхование находится в ведении орган ...
Специализация страхователей, страховые объединения
Страхователь — это лицо, которое в силу закона или договора страхования обязано уплатить страховщику страховую премию (плату за страхование), а при наступлении предусмотренного события (страхового случая) вправе требовать от страховщика страховую выплату себе, либо застрахованному, либо получателю ...
Рекомендации по совершенствованию банковского
обслуживания физических лиц
Рассмотрим возможные направления решения проблем развития банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц.
Как было отмечено ранее, одним из сдерживающих факторов развития дистанционного банковского обслуживания в России является недостаточно широкое распространение интернета.
В Дальнев ...