Банковская система – это совокупность различных взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, которые действуют в рамках единого финансово-кредитного механизма. Современная банковская система России представлена двумя уровнями. На первом уровне находится Центральный банк, на втором – сеть коммерческих банков, расчетно-кредитных учреждений. В юридическом плане банковская система базируется на Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» (в редакции от 26.04.95 г. С последующими изменениями и дополнениями) и Федеральном законе от 3.02.96 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
Эти российские законы кардинально преобразили существовавшую тогда кредитно-банковскую систему страны. Они создали твердую правовую основу для функционирования двухуровневой банковской системы рыночного типа. В России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и обеспечило ликвидацию государственной монополии на банковскую деятельность.
В соответствии с законом, кредитная организация – это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации. Банк является кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять банковские операции. Четкое определение банка прежде всего характеризуется тем, что банк в совокупности осуществляет три типа важнейших операций: депозитная, кредитная, расчетные.
Сущность банков полнее раскрывают выполняемые ими функции. Основной и старейшей функцией, выполняемой банками, является функция посредничества в кредите. Непосредственное предоставление свободных денежных средств их владельцами в ссуду промышленным и торговым предпринимателям связано с определенными трудностями. Во-первых, размер денежного капитала, предлагаемого в ссуду, может не соответствовать размеру спроса на него. Во-вторых, сроки высвобождения денежных капиталов у их собственников могут не совпадать со сроками, на которые они требуются заемщиком. Собственники денег могут быть не осведомлены о кредитоспособности предпринимателей, желающих получить ссуду. Риск неплатежеспособности последних является препятствием к прямому предоставлению денежных средств в ссуду. Посредничество банков устраняет все эти препятствия, возникающие при прямых связях кредиторов и заемщиков. Мобилизуя вклады различных размеров и различной срочности, банки могут предоставлять кредиты нужной суммы и на те сроки, которые необходимы заемщикам. Все это свидетельствует о целесообразности банковского посредничества и его эффективности в перераспределении свободных денежных средств.
Необходимо заметить, что при выполнении посреднической функции банки, во-первых, осуществляют трансформацию сроков, т.е. преобразуют “короткие” деньги в ”длинные”. Во-вторых, они осуществляют трансформацию размеров денежных сумм, то есть именно банки трансформируют множество мелких вкладов в незначительное число больших по суммам кредитов. В-третьих, выступая посредниками между заемщиками и кредиторами, они трансформируют риск заимодавцев, снижают его. В-четвертых, осуществляя посредническую функцию, банки предоставляют в ссуду не только средства, которые и без банков нашли бы сферу прибыльного приложения, но и те небольшие по суммам и высвобождающиеся у их владельцев на короткие сроки денежные средства, которые без их участия не могли бы быть вовлечены в полезный хозяйственный оборот и приносить доход. Это позволяет выделять такую функцию банков, как аккумуляция и мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал.
В-пятых, в последнее время в рамках посреднической функции банки расширяют свою деятельность по организации выпуска и размещения ценных бумаг, которая иногда рассматривается тоже как самостоятельная эмиссионно-учредительская функция банков. Однако, совершая эмиссионно-учредительские и другие операции с ценными бумагами, банки, по сути дела, осуществляют посредничество между владельцами свободных денежных капиталов и предприятиями, нуждающимися в их привлечении
Другие материалы:
Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем - государство в лице его органов (министерства финанс ...
Формирование депозитной политики коммерческих банков в системе управления
банковскими ресурсами
Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их последующего взаимовыгодного использования. Депозитная политика предполагает разработку научно обоснован ...
Микроуровень
Этот уровень предполагает наличие определённых рисков в микро-экономических условиях (они, как правило, возникают на основе решений управленческого аппарата).
Кредитный риск.
Кредитная деятельность требует определённых суждений относительно кредитоспособности заёмщика. Эти суждения не всегда точ ...