Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем - государство в лице его органов (министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь,местных органов власти). Для кредитополучателя данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита, (государственных расходов) без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, для регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях регулирования инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве кредитополучателя выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы - для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. В качестве примера можно привести следующее.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются: государственные облигационные и безоблигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:
По форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя).
По форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный.
По форме размещения: продажа на аукционе; прямая продажа юридическим лицам; передача или продажа банкам для их последующей реализации.
По сроку размещения: краткосрочные (обычно до 1 года); долгосрочные на более длительные сроки.
По условиям обращения: на первичном рынке; на первичном и вторичном рынке.
По типам инвесторов: юридические лица; физические лица.
Другие материалы:
Тенденции развития банковской системы России
Наметившаяся в настоящее время тенденция увеличения спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, делает необходимым для банков увеличение объемов своих розничных услуг, совершенствование качества обслуживания и расширения поля банковских услуг. Для того чтобы соответствовать ...
Банковские депозиты
Многие белорусские предприятия размещают в банке свободные денежные средства во вклады (депозиты). При этом традиционно процентные ставки по вкладам (депозитам) в белорусских рублях являлись более привлекательными, чем в иностранной валюте. Кроме того, курс доллара США долгое время снижался по отн ...
Финансовая и банковская системы после кризиса 1998 г.
В августе 1998 г. произошла обвальная девальвация рубля вследствие ошибочной экономической политики. Был объявлен отказ от выполнения обязательств по государственным ценным бумагам. Банковская система оказалась на грани выживания. Последствия кризиса 1998 г. определяют развитие и современное состо ...