Рассмотрим возможные направления решения проблем развития банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц.
Как было отмечено ранее, одним из сдерживающих факторов развития дистанционного банковского обслуживания в России является недостаточно широкое распространение интернета.
В Дальневосточном Федеральном округе проникновение интернета составляет 29%. Средняя стоимость в месяц 1700 рублей. Таким образом интернет в Дальневосточном Федеральном округе доступен для людей со средним уровнем доходов [42].
Альфа-Банк ориентирован на людей с доходами выше среднего. Поэтому можно допустить что для клиентов Альфа-Банка стоимость услуг интернет не должна быть препятствием для использования различных форм дистанционного обслуживания.
Увеличение количества точек самообслуживание становится актуальным в условиях кризиса. Обзавестись кассовым залом для банка — очень дорогое удовольствие. Но совсем без кассовых залов не обойтись, поэтому банкомат служит поддерживающей инфраструктурой, осуществляющей только часть функций.
Для решения проблемы доступности дистанционных банковских каналов Альфа-Банку можно рекомендовать увеличить количество банкоматов с расширенными функциями.
Сейчас в Хабаровске, 18 банкоматов Альфа-Банка и из них 10 с расширенными функциями.
Переоценивать значимость увеличения "функционала" банкоматов пока не стоит. По словам Владимира Джиковича, президента Ассоциации банков Северо-Запада, около 93% операций по картам в денежном исчислении приходится на снятие наличных денег и только примерно 7% - на оказание других услуг и безналичные расчеты. Оптимальным является соотношение один банкомат на 1 тысячу клиентов - владельцев пластиковых карт. Дальше вступают законы территориальной насыщенности: чтобы обеспечить клиенту пешеходную доступность банкомата, нужно развить сеть не менее чем в 300 единиц. Однако такие планы приемлемы для банка с головным офисом в городе, для филиала достаточно числа в два раза меньше [33].
Таким образом Альфа-Банку рекомендуется на 22 326 клиентов-владельцев пластиковых карт иметь 23 банкомата.
Программы, направленные на повышение финансовой грамотности поддерживаются Правительством РФ. Поэтому мы предлагаем Альфа-Банку следующий инновационный вариант по совершенствованию обслуживания физических лиц, основанный на опыте австралийского банка «Commonwealth Bank of Australia» [14].
Суть предлагаемого проекта - создание системы дистанционного банковского обслуживания для учащихся школ, позволяющей вести банковские счета школьников, не взимая при этом обычную комиссию.
Цель такой программы:
Обучение школьников основам банковского дела и семейного бюджета, формирование у школьников навыков практического использования знаний, полученных на уроках информатики.
Помочь молодому поколению приобрести знания, умения и желание принимать компетентные финансовые решения. Научить планировать собственное финансовое будущее, эффективно сберегать и инвестировать, ответственно использовать возможности кредитования, правильно применять страховые, пенсионные и другие финансовые продукты.
Создание благоприятный условий для привлечения новых клиентов в банк.
Повышение имиджа банка.
Содержание программы.
Курс лекций по основам банковского дела и семейного бюджета, которые будут проводить сотрудники филиалов. Сотрудники филиалов банка должны будут регулярно посещать школы, помогая учащимся проводить банковские операции и рассказывая им, как лучше управлять своими деньгами.
При подготовке курса лекций банку можно воспользоваться программой, разработанной создателями сайта «Азбука финансов» [52].
Программа курса лекций может включать следующие темы:
Занятие 1. Принятие финансовых решений. На этом занятии сотрудники банка должны сформировать у учеников представления о факторах, которые влияют на принятие решений, ознакомить с основными методами принятия правильных решений и выработать у учеников практические навыки при анализе возникших проблем, разработке возможных их решений и выбора наиболее правильного из них.
Занятие 2: Зарабатывание денег. На этом занятии сотрудники банка или преподаватели должны объяснить учащимся о некоторых явных и скрытых издержках и преимуществах зарабатывания денег, дать полезную информацию о том, как начинать карьеру и сформировать практические навыки по анализу и выбору предложений о работе и трудовых договоров.
Занятие 3: Самостоятельная жизнь. Это занятие должно быть направлено на то, чтобы помочь учащимся увидеть трудности, которые неизбежно сопутствуют самостоятельной жизни, дать практические навыки для сравнения желаний и действительных возможностей.
Другие материалы:
Становление и развитие страхового рынка в
Республике Казахстан
Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Несмотря на то, что все страны СНГ имели единую базу, страховое дело в каждом из государств имеет свои отличительные черты. Страхование в Казахстане отличается от страховани ...
Направления валютного регулирования
в будущем: мнения и прогнозы
В настоящее время идет активная подготовка нового закона о валютном регулировании. Речь идет о либерализации системы валютного контроля вплоть до полного отказа от нее (правда в далекой перспективе). Минфин и ЦБ выступают за постепенное снятие валютных ограничений, Минэкономразвития — за более быс ...
Развитие института кредитных историй в России
Следует отметить, что для мировой практики правовой институт кредитных историй - не новость. Это справедливо и в отношении России: проект учреждения кредитного бюро рассматривался еще в то время, когда премьер-министром был С.Ю. Витте.
В новейшей истории Российской Федерации о кредитных бюро всер ...