Заключение

Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность зависит от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка.

Начинается анализ кредитоспособности с рассмотрения кредитной заявки и интервью с заемщиком. Это позволяет выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия.

Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен даль характеристику финансового положения заемщика. Она определяется на основе данных о деятельности предприятия, включая величину собственного капитала, данных о прибыльности, структуре оборотных активов их оборачиваемости, составе и структуре источников оборотных средств и др. При этом важно, чтобы для оценки финансового положения использовались не только данные об их оборачиваемости и взаимосвязи скорости оборота различных статей активов и пассивов.

Современная банковская практика использует множество способов оценки финансового положения заемщика. Среди них наибольшее признание получила оценка на основе анализа финансовых коэффициентов, объединенных в четыре основные группы: показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

Принято считать, что ликвидность выражается коэффициентами, измеряющими соотношение оборотных активов или отдельных их элементов с краткосрочной задолженностью, т.е. показывающим в какой мере активы предприятия способны покрыть его долги. Финансовая устойчивость выражается целым рядом коэффициентов, разносторонне оценивающих структуру баланса: соотношение заемных и собственных средств, доля собственных средств в капитале, доля имущества, составляющего производственный потенциал предприятия, в общей стоимости активов и т.д. Цель такого набора показателей - оценка степени независимости предприятия от случайностей, связанных не только с условиями рынка, но с обычными срывами договоров, неплатежей и др.

Анализ деловой активности и эффективности деятельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости средств и рентабельности (прибыльности), которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Разносторонность этих показателей усложняет выявление финансового состояния организации. Поэтому возникает необходимость объединить и систематизировать полученные данные. Для решения это задачи используется рейтинговая оценка. Она позволяет определить финансовое положение организации с помощью систематизированного показателя - рейтинга выраженного в балах, и отнести организацию к определенному классу кредитоспособности. Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает: разработку системы оценочных показателей, определения критериальных границ этих показателей, их ранжирование и оценку суммарной кредитоспособности. Выбор и экономическое обоснование критериев для оценки устойчивости финансового состояния и установления ограничений их изменений являются наиболее ответственной и сложной частью методики.

Применение одинаковых критических значений оценочных показателей для разных предприятий едва ли экономически целесообразно. Нормальный, или достаточный для данного предприятия уровень коэффициентов может быть определен исходя из его структуры баланса, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, соотношения себестоимости и выручки от реализации продукции, технологического цикла производства и других факторов, индивидуальных для каждого предприятия.

[1] Рейтинг опубликован в газете «Финансовые известия» №6 (535) от 16 февраля 1999 года

Другие материалы:

Правовое обеспечение экологического страхования
Рядом российских правовых актов заложены основы для развития в Российской Федерации экологического страхования. Конституцией Российской Федерации (ст. 42) устанавливается, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи ...

По средствам клиентов
138 073 89,3 116 034 77,4 +22039 119,0 По ценным бумагам в торговом портфеле банка 4 149 3,0 0 - +4149 - По ценным бумагам в торговом портфеле банка на продажу 450 - 3 408 2,0 -2958 13,2 По ценным бумагам в торговом портфеле банка ...

Средства рекламной деятельности в банке и их виды
Формы рекламы очень многообразны. С точки зрения банковской специфики особое значение имеет классификация форм рекламы в зависимости от рекламируемых объектов. Исходя из этого критерия, различают: рекламу банковского продукта (проводится с целью ознакомления клиентов с новыми услугами), рекламу кр ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru