Причины появления денег
Страница 2

Банки » Деньги, кредит, банки » Причины появления денег

Товары создаются в процессе производства трудом, который имеет двойственный характер: с одной стороны, он является видом конкретного труда, имеющего частный характер и создающего потребительную стоимость товара, с другой стороны — частью всеобщего общественного труда[1], создающего стоимость товара. Но общественный характер труда, затраченного на производство товара, может проявиться только при обмене путем приравнивания разных товаров, а стоимость товаров может найти выражение лишь в форме меновой стоимости.

Анализируя исторический процесс развития обмена, К. Маркс выделил четыре формы стоимости.

Простая (случайная) форма стоимости соответствует самой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как правило, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке. Эта форма стоимости выражается равенством:

x товара А = y товара B

Здесь товар А играет активную роль, выражает свою стоимость через отношение к товару В, а товар В выступает в качестве эквивалента товара А. Таким образом товар А выступает как продукт конкретного, частного труда, как потребительная стоимость, а товар В — как выражение стоимости, воплощение абстрактного труда.

Полная (развернутая) форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда он стал уже достаточно регулярным, но процесс образования постоянно действующих региональных рынков еще не был завершен. При этой форме стоимости каждый товар выражает свою стоимость при помощи множества товаров:

В отличие от простой формы стоимости, где пропорции обмена могут оказаться случайными, в этой форме меновые пропорции зависят от величины стоимости товаров. Ее недостатком является незавершенность относительного выражения стоимости товара, играющего активную роль (товара А), поскольку его стоимость может быть выражена все новыми и новыми товарами, находящимися в эквивалентной форме.

Всеобщая форма стоимости возникла на таком этапе развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение специфических товаров, за которыми закрепились функции всеобщего эквивалента. Эта форма стоимости выражается уравнением:

y товара В

z товара С = x товара А

q товара D

и т.д

Здесь произошло не только количественное, но и качественное развитие стоимостных отношений: если при полной форме стоимости обмениваемому товару соответствовало множество товарных эквивалентов, то при всеобщей форме стоимости на рынке существовал только один товар-эквивалент, пользующийся всеобщим спросом. Все остальные товары выражали свою стоимость в этом товаре-эквиваленте, который выступал как посредник при обмене. В качестве всеобщего эквивалента у разных народов в разные периоды времени использовались различные товары — в зависимости от природных условий, национальных традиций, характера производственной деятельности и т.д.

Денежная форма стоимости пришла на смену всеобщей форме с развитием региональных рынков и международной торговли, когда в качестве всеобщего эквивалента стали использовать благородные металлы, в основном золото и серебро. Денежная форма стоимости может быть выражена в форме следующего уравнения:

x товара А

y товара В

z товара С = n граммов золота

q товара D

и т.д.

Переход от всеобщей формы стоимости к денежной не отражал каких-либо существенных качественных изменений. Золото стало всеобщим эквивалентом только потому, что само имеет товарную природу и обладает стоимостью. Становление денежной формы стоимости означало только, что в силу общественной привычки форма всеобщего эквивалента срослась с натуральной формой благородных металлов, в частности, золота. Это произошло благодаря удобству использования этих металлов как посредников при обмене вследствие присущих им естественных свойств, таких как качественная однородность, сохраняемость, количественная делимость и т.п.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Коммерческие банки
Коммерческие банки и кредитные учреждения формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы. В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществ ...

Структура и задачи банковского менеджмента
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другим ...

Факторинговый кредит
Факторинговые отношения как вид торгово-комиссионных операций возникли в XVI-XVII веках. Сначала это были операции специализированных торговых посредников, позднее – торговых банков. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий, организаций может возникнуть потребность в немедленном превращ ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru