Четвертый этап: 1917-1988 гг
Страница 1

Четвертый этап в жизни российской сберегательной системы можно охарактеризовать как период временного распада системы - ее восстановление (уже в новой форме) - и вновь постепенное развитие и стабилизация.

Данный этап можно условно разделить на два "подэтапа": первый - это период с 1917 г. по 1921 г. (кризис сберегательного дела), второй - с 1922 г. по 1987-1988 гг. (выход из кризиса и дальнейшее развитие сберегательного дела). Период после прихода к власти большевиков и до окончания гражданской войны в стране (1917 - 1921 гг.) стал одним из самых драматичных в истории развития российской сберегательной системы и отечественного сберегательного дела. Уже в конце 1917 г. - начале 1918 г. под воздействием общенационального кризиса деятельность сберегательных касс практически замерла; они формально были сохранены, но операций практически не производили.

Запиской, принятой управлением Наркомата финансов в 1918 г. "О значении восстановления деятельности сберегательных касс в полном объеме для интересов трудового населения", была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведением вновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК "государственные" сберегательные кассы были переименованы в "народные" сберегательные кассы.

Декретом СНК РСФСР "Об организации страхового дела в Российской республике", принятого в ноябре 1918 г., было решено, что страхование жизни при государственных сберегательных кассах производится на прежних основаниях.

Что касается вкладчиков этого времени, то в связи с возникшим недоверием к сберкассам, вклады в кассах имели мизерный процент от всех сбережений населения. Все сбережения население хранило в натуральных формах: в продуктах (соль, спички), топливе и др.

Период полной дезорганизации финансово-денежного хозяйства страны за годы революции и гражданской войны, с осени 1918 г. привел к полному свертыванию операций сберкасс, а к концу гражданской войны - система сберегательных учреждений и сберегательное дело в России оказались полностью разрушено.

Следующим переломным моментом в развитии российской сберегательной системы стало время "новой экономической политики", когда законодательно был определен статус и функции сберегательных учреждений. Так, 26 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР "Об учреждении государственных сберегательных касс", которые 27 декабря в Постановлении 10-го Съезда Советов получили название "трудовых сберкасс" и Совнарком утвердил Положение "О государственных трудовых сберегательных кассах". Согласно новому Положению, сберегательные кассы могли принимать вклады: до востребования, вклады на условные и текущие счета. При этом все образующиеся за счет превышения поступлений по вкладам над выдачами свободные средства - стабильный остаток вкладов и текущая прибыль - подлежало зачислению на текущий счет Госбанка. Первая подобная сберегательная касса была открыта 11 февраля 1923 г. на Красной Пресне в Москве.

В начале организация сберкасс была возложена на Валютное управление Наркомата финансов. Затем, в составе Наркомата было образовано Главное управление государственных трудовых сберегательных касс, которое возглавило работу системы сберкасс. Сберегательная политика государственных трудовых сберкасс этого периода имела принципиальные отличия от сберкасс царской России. Работая по принципу "общественности" - на основе проведения агитационной и пропагандистской деятельности с привлечением работников профсоюзов и партийных работников, через прессу и т.п. - они были призваны аккумулировать средства населения. Все привлеченные средства от населения направлялись, с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства.

Одновременно с трудовыми государственными сберкассами в 1923 году появляются посреднические кассы. Кассы этого типа могли открываться при каждом предприятии или учреждении по желанию рабочих и служащих и уже к 1.01.1926 г. сеть посреднических касс состояла из 2489 касс, а привлеченные ими вклады достигли величины 2 млн. руб.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Пенсионное страхование в Федеративной Республике Германии
Модель пенсионной системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система защиты старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются д ...

Государственное регулирование деятельности страховых организаций
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям: а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; б) законодательное обеспечени ...

Виды банков и их классификация
В каждом государстве развиваются различные виды банков. Их задачи, функции, роль имеет много общего, но и отличаются по их особенностям. То общее, что связывает банки позволяет объединить их в группы, классифицировать с целью более глубокого анализа их деятельности и роли в экономике. Банки могут ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru