Инфляция как социально-экономическое явление
Страница 1

Банки » Деятельность коммерческих банков » Инфляция как социально-экономическое явление

Инфляция – сложный многофакторный социально-экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Типичными проявлениями современной инфляции выступают общее повышение товарных цен и понижение курса, т. е. цены, национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам.

Не всякое повышение цен является инфляцией, а лишь такое, которое обусловлено ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного предложения.

К неинфляционному росту цен можно отнести:

· удорожание сырьевых ресурсов в связи с усложнением горно-геологических условий добычи;

· возвышение потребностей, вызывающее рост качества и технического уровня продукции и проистекающее отсюда повышение издержек и цен. Здесь противодействующим фактором является использование передовых технологий, снижающих издержки на единицу продукции.

Инфляция в национальной экономике – показатель кризиса денежного обращения, что проявляется в разбухании денежной массы, находящейся в обращении, и, как следствие:

1. в дороговизне, повышении общего уровня цен;

2. в дефиците товаров;

3. в бегстве от национальной валюты, т. е. накоплении иностранной валюты резидентами;

4. в понижении валютного курса национальной денежной единицы;

5. в увеличении цены валютного металла, выраженной в национальных денежных единицах;

6. в накоплении долговых обязательств;

7. в привязке цен к устойчивой денежной единице;

8. в создании запасов товарно-материальных ценностей.

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе, в конечном счете, интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).

Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции – это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом. Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.

Причины бумажно-денежной инфляции

.

· избыточная эмиссия;

· падение доверия к валюте;

· неблагоприятный платежный баланс страны.

Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.

Увеличение денежной массы обусловливается рядом причин:

a) несбалансированностью государственных расходов и доходов, дефицитностью бюджета; широкое использование внутренних заимствований на цели покрытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы в обращении, а следовательно, повышению цен;

b) ростом массы кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы;

c) выпуском в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей);

d) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике и в сфере денежного обращения;

e) опережающим ростом заработной платы по сравнению с повышением производительности труда (это явление может иметь место в государственном секторе экономики вследствие проведения популистской политики увеличения доходов населения) и др.

Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но, в конечном счете, также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомерно выделение ряда неденежных причин:

1). Деформированность структуры экономики. (Избыточный спрос при отставании предложения)

2). Милитаризация экономики. Финансирование государством военных расходов неизбежна ведет к росту денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

3). Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств.

4). Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности).

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru