Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, является страхование гражданской ответственности перевозчика.
Для осуществления международных перевозок наличие страхового полиса является обязательным условием. В международной практике такой полис страхования является гарантией выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед грузовладельцем.
Кроме указанных выше рисков договором страхования ответственности международного автоперевозчика покрываются также так называемые таможенные риски. К этой группе рисков относится ответственность автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин, различных налогов и других платежей при нарушении им таможенного законодательства, а также конфискации перевозимого груза соответствующими органами (например, санитарной инспекцией).
В России обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем) предусмотрено только Воздушным кодексом РФ. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.
Страхование ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта в России в настоящее время носит добровольный характер.
Необходимо отметить, что значение страхования ответственности перевозчика особенно возросло в связи с принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[58] и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[59].
Закон позволяет компаниям, застраховавшим свою гражданскую ответственность, воспользоваться упрощенным порядком лицензирования и лицензионного контроля. Соискатель лицензии или лицензиат вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на упрощенное лицензирование.
В соответствии с Законом при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности упрощенный порядок может применяться при лицензировании:
- перевозок грузов морским транспортом;
- перевозок грузов внутренним водным транспортом;
- перевозок грузов воздушным транспортом;
- перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- буксировок морским транспортом (за исключением случая, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя);
- транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей и возврата их на эти пути.
Договор страхования гражданской ответственности лицензируемого вида деятельности должен заключаться на весь срок действия лицензии. Существенные условия такого договора страхования устанавливает правительство.
Другие материалы:
Роль
кредита
Р о л ь к р е д и т а определяется особенностями проявления его функций в данных экономических условиях и представляет собой результат функционирования кредитных отношений.
Конкретная экономическая среда оказывает существенное воздействие на степень и характер реализации роли кредита, последствия ...
Оценка эффективности введения страховых взносов на
территории РФ
Необходимость внесения изменений в пенсионную систему вызвана демографическими процессами, а именно старением населения. Действующий ныне так называемый принцип солидарности поколений, то есть когда работающее население обеспечивает пенсию неработающему, перестает быть эффективным. Количество пенс ...
Организация работы товарных бирж
Сердцем товарной биржи является биржевой зал, где продавцы и покупатели (сами или с помощью брокеров) осуществляют биржевой торг, построенный по принципу двойного аукциона - повышающихся цен у покупателей и понижающихся у продавцов. Биржевой торг - это большое количество аукционов, проходящих в од ...