Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, является страхование гражданской ответственности перевозчика.
Для осуществления международных перевозок наличие страхового полиса является обязательным условием. В международной практике такой полис страхования является гарантией выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед грузовладельцем.
Кроме указанных выше рисков договором страхования ответственности международного автоперевозчика покрываются также так называемые таможенные риски. К этой группе рисков относится ответственность автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин, различных налогов и других платежей при нарушении им таможенного законодательства, а также конфискации перевозимого груза соответствующими органами (например, санитарной инспекцией).
В России обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем) предусмотрено только Воздушным кодексом РФ. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.
Страхование ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта в России в настоящее время носит добровольный характер.
Необходимо отметить, что значение страхования ответственности перевозчика особенно возросло в связи с принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[58] и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[59].
Закон позволяет компаниям, застраховавшим свою гражданскую ответственность, воспользоваться упрощенным порядком лицензирования и лицензионного контроля. Соискатель лицензии или лицензиат вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на упрощенное лицензирование.
В соответствии с Законом при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности упрощенный порядок может применяться при лицензировании:
- перевозок грузов морским транспортом;
- перевозок грузов внутренним водным транспортом;
- перевозок грузов воздушным транспортом;
- перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- буксировок морским транспортом (за исключением случая, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя);
- транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей и возврата их на эти пути.
Договор страхования гражданской ответственности лицензируемого вида деятельности должен заключаться на весь срок действия лицензии. Существенные условия такого договора страхования устанавливает правительство.
Другие материалы:
Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики
в первом полугодии 2007 года
За январь-июнь 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 20,7%, в том числе во II квартале — на 15,4% (в 2006 г. аналогичные показатели составили 17,3 и 14,9% соответственно). Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной ...
Формы
безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте
В настоящее время в Республике Беларусь безналичные расчеты проводятся в виде банковского перевода, инкассо и аккредитива. Операции банковского перевода и инкассо используются в различных формах безналичных расчетов. В частности, банковский перевод составляет основу большинства безналичных расчетн ...
Обязательное страхование профессиональной ответственности
Обозначим отдельные проблемы, которые встречаются в научных дискуссиях и правоприменительной практике. Первая проблема касается определения правовой природы страхования профессиональной ответственности и перечисления страховых случаев[62].
Страхование профессиональной ответственности нотариусов п ...