Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, является страхование гражданской ответственности перевозчика.
Для осуществления международных перевозок наличие страхового полиса является обязательным условием. В международной практике такой полис страхования является гарантией выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед грузовладельцем.
Кроме указанных выше рисков договором страхования ответственности международного автоперевозчика покрываются также так называемые таможенные риски. К этой группе рисков относится ответственность автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин, различных налогов и других платежей при нарушении им таможенного законодательства, а также конфискации перевозимого груза соответствующими органами (например, санитарной инспекцией).
В России обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем) предусмотрено только Воздушным кодексом РФ. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.
Страхование ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта в России в настоящее время носит добровольный характер.
Необходимо отметить, что значение страхования ответственности перевозчика особенно возросло в связи с принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"[58] и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[59].
Закон позволяет компаниям, застраховавшим свою гражданскую ответственность, воспользоваться упрощенным порядком лицензирования и лицензионного контроля. Соискатель лицензии или лицензиат вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на упрощенное лицензирование.
В соответствии с Законом при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности упрощенный порядок может применяться при лицензировании:
- перевозок грузов морским транспортом;
- перевозок грузов внутренним водным транспортом;
- перевозок грузов воздушным транспортом;
- перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- перевозок грузобагажа железнодорожным транспортом;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;
- погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- буксировок морским транспортом (за исключением случая, если эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя);
- транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей и возврата их на эти пути.
Договор страхования гражданской ответственности лицензируемого вида деятельности должен заключаться на весь срок действия лицензии. Существенные условия такого договора страхования устанавливает правительство.
Другие материалы:
Развитие
российской банковской системы в 2009 году
На начало 2009 года пришелся пик мирового экономического кризиса. В I квартале в большинстве стран мира произошло резкое и глубокое, в отдельных случаях превышавшее 20%, падение промышленного производства и ВВП. Положительные темпы роста сохранили лишь единичные страны. В России в I квартале 2009 ...
Сущность страхования в праве Республики Польша
Рассмотрение особенностей дематериализованных (бездокументарных) ценных бумаг невозможно без предварительного рассмотрения отличий в трактовке ценных бумаг польской правовой доктриной и доктриной стран бывшего СССР. Во-первых, ГК Польши (ст. 9216 – 92116) 1 относит ценные бумаги не к объектам граж ...
Участие государства в системах страхования вкладов
В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.
За последнее десятилетие обязат ...