Нормативное регулирование осуществления депозитных операций коммерческого банка
Страница 3

Банки » Оптимизация депозитных операций коммерческого банка » Нормативное регулирование осуществления депозитных операций коммерческого банка

Способы обеспечения банком возврата вкладов юридическим лицам определяются договором банковского вклада. При его заключении банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспечении возврата вклада.

Статьей 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются банком по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством или договором с клиентом. Например, по вкладам «до востребования» банк вправе в одностороннем порядке изменять размер процентов, если иное не предусмотрено договором.

Отсутствие в условиях договора банковского вклада размера процентов, уплачиваемых банком, не влечет его недействительности. В этом случае согласно ст. 838 ГК РФ величина процента определяется в соответствии с требованиями п. 1 ст. 809 ГК РФ: при отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, — в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Банковский контроль за деятельностью клиентов носит в основном гражданско-правовой характер и направлен на обеспечение интересов самого банка; контрольных полномочий в административном порядке коммерческие банки не имеют. Сегодня лишь в указанных законодательством случаях банки правомочны осуществлять финансовый контроль в интересах государства. В частности, на банки возложено проведение валютного контроля, также они следят за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями порядка ведения кассовых операций, условий работы с денежной наличностью.

Согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ, в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет функции валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определения порядка расчетов с иностранными государствами; организации и осуществления валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством страны являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России.

Центральный банк РФ согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» считается основным органом валютного регулирования в стране. Банковские операции с иностранной валютой разделяются по степени нарастания их сложности и рискованности на:

– ведение валютных счетов клиентуры;

– неторговые операции (операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);

– установление корреспондентских отношений с иностранными банками;

– операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

– операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;

– кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри РФ;

– кредитные операции на международных денежных рынках;

– валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.

Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Центрального Банка. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Иностранные страховые компании в России на современном этапе
В начале 90-х гг. ушла в прошлое существовавшая более 70 лет государственная монополия по предоставлению страховых услуг практически только на централизованно-плановой основе. На современном этапе страхование превратилось в либерализованную и открытую сферу предпринимательской деятельности. Сегодн ...

Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в Российской Федерации
Система ипотечного кредитования является неотъемлемой частью экономики любой страны. Соответственно и законодательство, регулирующее взаимоотношения в области ипотечного кредитования, должно органично вписываться в законодательную систему страны. Оно должно уточнять, а не противоречить положениям ...

Уступка требований и передача права собственности
В практике некоторых стран рыночной экономики в качестве форм обеспечения возвратности кредита наиболее часто применяются уступка (цессия) требований и передача права собственности. Уступка (цессия) требования - это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru