Однако, несмотря на то, что не может быть долгосрочной стабильности национальной денежной единицы на внутреннем рынке без ее обеспечения на внешнем рынке, тем не менее, возможно противоречие между целями собственно денежной и валютной политики, т.к. не всегда совпадают структура ведущих факторов, определяющих инфляцию и обменный курс. Еще более четко отличие валютной политики от денежной политики прослеживается на уровне оперативного регулирования валютных операций: это и разработка отдельных законодательных актов, и использование специфических методов и инструментов регулирования.
При осуществлении валютного регулирования учитываются:
· состояние торгового баланса: его дефицит будет вынуждать государство приобретать иностранную валюту для оплаты импорта (что приведет к снижению курсовой стоимости национальных денег); положительное сальдо, наоборот, обеспечив приток иностранной валюты в страну, приведет к укреплению национальной валюты (что тоже может быть нежелательно, так как это ухудшает конкурентные возможности экспорта, ведет к росту денежного предложения внутри страны, т.е. может активизировать инфляционные процессы);
· сальдо движения капиталов; приток иностранного капитала повышает реальный курс национальной валюты. Кроме того, возрастает вероятность будущего его оттока в связи с репатриацией прибыли (процентных платежей);
· уровень инфляции, и, соответственно, инфляционные и девальвационные ожидания экономических агентов, т.к. рост инфляции (инфляционно-девальвационных ожиданий) приведет к повышенному спросу на иностранные деньги (стремление вложить в них обесценивающиеся национальные деньги), и, как результат, к снижению курсовой стоимости национальной валюты.
В соответствии с этим можно выделить ряд основных направлений валютного регулирования, обеспечивающих заданную динамику валютного курса. Среди них регулирование:
· платежного баланса;
· вывоза – ввоза капитала;
· объема и структуры импорта и экспорта товаров и услуг;
· золотовалютных ресурсов государства;
· текущей конъюнктуры валютного рынка;
· международных расчетов и т.п.
Реализация всех этих направлений государственного валютного регулирования позволяет обеспечить устойчивое и эффективное функционирование валютной системы страны.
Система валютного регулирования также включает в себя основополагающие принципы, а также методы и инструменты валютного регулирования. К принципам государственного валютного регулирования можно отнести следующие:
· приоритет экономических мер валютного регулирования, постепенный отказ от административных методов воздействия на субъекты валютного рынка;
· постепенное сокращение объёма операций, подверженных валютному регулированию со стороны государства;
· обеспечение защиты прав и интересов экономических агентов в сфере валютного регулирования;
· централизованное управление системой денежно-кредитного и валютного регулирования;
· единство и взаимодополняемость денежно-кредитного и валютного регулирования с другими блоками макроэкономической политики государства;
· контроль за девальвационными ожиданиями экономических агентов (ожиданиями в отношении будущего падения курсовой стоимости национальных денег).
При реализации данных принципов необходимо учитывать:
1. Сравнительные преимущества рыночного регулирования валютного курса (относительно «свободное» плавание курса) или поддержания государством заданных его параметров (как правило, в рамках коридора крайних значений). Здесь, например, рост девальвационных ожиданий и обострение проблем страхования от валютных рисков во внешнеторговых операциях в первом случае соотносится с издержками поддержания относительной стабильности курса (это и возможный рост реального курса национальных денег в случае превышения темпов инфляции над темпами девальвации, и риск потери золотовалютных резервов).
2. Решение проблем, связанных, с одной стороны, с необходимостью притока требуемого объема иностранной валюты, с другой, с оптимизацией ее расходования. Поэтому направления валютного регулирования можно условно разделить на две группы:
Другие материалы:
Содержание и исполнение договора банковского вклада
Основными правами вкладчика и соответственно основными корреспондирующими им обязанностями банка являются возврат вкладчику полученной банком суммы вклада и выплата причитающихся ему процентов.
В связи с этим в законе содержатся особые требования по обеспечению возврата вклада. Банки обязаны обес ...
Страховое дело в Советской России
Страховое дело формально существовало в так называемой Советской России. Однако сфера страхования была монополизирована единственным и неповторимым страховщиком – Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный ко ...
Второй этап: 1862-1895гг
Выделение данного этапа в развитии российского сберегательного дела предопределили радикальные преобразования эпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик России, одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны».
Период с 1862-1864 гг. стал временем рефо ...