Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования
Страница 2

Банки » Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования » Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования

Дополнительная часть кредитной истории называется «закрытой». В ней содержатся сведения о банках, предоставивших информацию о заемщике и организациях, ее запрашивающих. Закрытая часть кредитной истории может быть выдана только заемщику, на которого она заведена или в случае необходимости по запросу суда. В состав кредитной истории включается информация обо всех изменениях содержащихся в ней сведений. Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет:

­ Пользователю кредитной истории - по его запросу;

­ Субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;

­ В Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;

­ В суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.

Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).

Для уверенности, что информация о кредитной дисциплине, передающаяся и хранящаяся в бюро, соответствует действительности, заемщик имеет право один раз в год бесплатно запрашивать у бюро собственную кредитную историю. Главная цель таких запросов - проследить корректность «досье». Для этого нужно обратиться в Центральный каталог кредитных историй. Через него можно узнать название Бюро кредитных историй, куда и следует обращаться за информацией о себе. Историю выдадут только самому клиенту - при предъявлении паспорта. Если обнаружится неточность, следует написать заявление в Бюро кредитных историй с указанием соответствующей ошибки, а в случае отказа внести коррективы - доказать свою правоту клиент может через суд.

По состоянию на 01.09.2007 года в России зарегистрировано четыре кредитных бюро федерального масштаба: Бюро кредитных историй «Экспириан - нтерфакс», ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), ЗАО «Бюро кредитных историй «Инфокредит» и Национальное кредитное бюро (НКБ). В их базах хранится более 95 процентов кредитных историй физических и юридических лиц. Бюро кредитных историй «Экспириан - Интерфакс» - единственное кредитное бюро, созданное без участия банков в капитале. Его акционеры - агентство «Интерфакс» и - международное кредитное бюро Experian. Пока доля этой организации на рынке невелика - в ней собрано около 700 000 историй, партнерами выступают порядка 170 банков. Сотрудничать с этим бюро согласились, в частности, Международный московский банк, Raiffeisen Bank, Балтийский банк, Банк «Возрождение» и другие.

Одним из лидеров является ОАО «Национальное бюро кредитных историй», созданное при Ассоциации российских банков (АРБ). В составе его акцианеров значатся Газпромбанк, ВТБ, Альфа-банк, Ситибанк, ДельтаБанк, Импэксбанк и другие. В числе акционеров также - американо-итальянское предприятие TransUnion Crif, специализирующееся на программном обеспечении кредитных бюро и имеющее опыт по созданию таких организаций в 35 странах мира.

В 2006 году была зарегистрирована вторая эмиссия акций ОАО «НБКИ», число акционеров расширилось до 33 участников. Доли у всех акционеров практически равные. Партнерами НБКИ, заключившими договоры на обслуживание, стали 577 банков, то есть половина всех действующих в России кредитных организаций. У НБКИ есть договоры об обмене информацией с «Вымпелком» и МТС. Принципы работы с ними такие же, как и с банками - то есть какую-либо информацию можно передать только при согласии заемщика. Пока большинство российских граждан еще не имеют кредитных историй, нужно пользоваться любыми свидетельствами платежной дисциплины клиента, в том числе и счетами за мобильный телефон. Кроме того, обсуждается возможность предоставления своих баз жилищно-коммунальными службами и страховыми компаниями. НБКИ совместно с АРБ ведут переговоры с Центробанком, Пенсионным фондом России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством внутренних дел и Федеральной таможенной службой об организации легального обмена информацией между бюро и органами государственной власти в режиме онлайн.

Крупные кредитные организации считают целесообразным создать свои собственные бюро «для внутреннего пользования». В частности, «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз» создано банком «Хоум Кредит энд Финанс», который является одним из лидеров в секторе потребительского кредитования. Учредителем и основным владельцем БКИ «Инфокредит» является Сбербанк (кроме того, акционерами бюро стали Национальный резервный банк и Межрегиональный инвестиционный банк). Но многие кредитные организации предпочитают не ограничиваться сотрудничеством с каким-либо одним бюро, а работают с несколькими - данные в бюро редко совпадают, и картина о заемщике получается более емкой.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Банковские операции
Банки осуществляют свои функции посредством определенных операций. Все операции, выполняемые современными банками, делятся на кредитные и комиссионные. Кредитные операции – это операции по привлечению и размещению средств. В свою очередь, они подразделяются на активные и пассивные. Пассивными назы ...

Порядок составления и обращения векселей
Для приобретения векселя Банка заинтересованное лицо (далее по тексту «Клиент») обращается в Отдел вексельного обращения Банка, либо в другое соответствующее подразделение Банка. При желании Клиента приобрести вексель Банка, Клиентом заполняется на составление векселя Банка Заявление, с указанием ...

Разработка мероприятий по совершенствованию депозитной политики коммерческого банка
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществле ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru