Кредитные риски и способы их минимизации
Страница 4

Однако сравнение по интегральному рейтингу проводится с предельно допустимым отклонением ±0,0(9). В случае если ссудозаемщики одного класса, занимающие последовательные ячейки в базе данных, имеют разницу интегральных рейтингов по модулю в пределах 0,0(9), то преимущество отдается тому ссудозаемщику, у которого интегральная оценка ликвидности больше (сравнение производится без каких-либо предельных отклонений).

Такая усложненная процедура введена потому, что интегральный рейтинг имеет одним из компонентов ошибку, возникающую вследствие потери информации на разных этапах его расчета (например, при округлении или при переходе от конкретного значения финансового коэффициента к его классу). Пороговым отклонением (причем с достаточно большим запасом прочности) может служить значение 0,1. Выбор же оценки ликвидности баланса в качестве второго (проверочного) интегрального показателя был обусловлен двумя обстоятельствами:

1) во-первых, оценка ликвидности в иной (нестандартизированной) форме отражает результаты анализа кредитоспособности - наиболее важного блока анализа предприятия, проводимого банком;

2) во-вторых, потеря информации при расчете интегральной оценки ликвидности "микроскопична".

Таким образом, система из трех интегральных показателей (класс/рейтинг/оценка ликвидности) позволяет точно ранжировать любое подмножество потенциальных ссудозаемщиков по их надежности и тем самым уменьшить риск невозврата ссуд. Сравнительные расчеты показали, что эта система более эффективна, чем одно- или двухпозиционные наборы аналогично построенных интегральных показателей.

Для проведения полного финансового анализа ссудозаемщиков банк должен использовать наравне с количественными показателями также и качественные, которые измерить и оценить в цифрах невозможно. В процессе принятия решения о выдаче ссуды необходимо учитывать репутацию заемщика (квалификация персонала, соблюдение договоров, платежной дисциплины и т.д.), а также особенности и перспективы экономической конъюнктуры (развитие отрасли, в которой работает заемщик, его роль и место в отрасли, уровень конкуренции и т.д.), наличие спроса на выпускаемую и реализуемую заемщиком продукцию и т.п.

Финансовый анализ требует наличия надежной, постоянно обновляемой финансовой информации, как полученной непосредственно от клиента (проверенные финансовые декларации), так и имеющейся в кредитном архиве (сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях), а также информации, поступающей из внешних источников (от банков, с которыми имел дело заемщик, его деловых партнеров, из текущей прессы и т.д.);

3) контроль над использованием кредита. Его следует отличать от мониторинга текущего состояния заемщика в процессе кредитования. Процедура такого контроля должна быть заложена в кредитном договоре или специальном приложении к нему (например, требование перевода в банк всех счетов потенциального заемщика и т.п.). Необходимо развитие службы безопасности банка;

4) привлечение достаточного обеспечения по выдаваемой ссуде для защиты от потерь при невыполнении обязательств.

При этом важным обстоятельством является тот факт, что размер обеспечения ссуды должен покрывать не только сумму выданного кредита, но и сумму процентов по нему. Однако ни в коем случае нельзя предоставлять кредит по сомнительной сделке, потому что клиент предоставляет "хорошее" обеспечение. Обеспечение - это лишь дополнительная гарантия, а не плата за кредит, оно не снижает риска неуплаты долга. Этот момент следует особо учитывать российским банкам, так как чаще всего реализация залога не возмещает потерь от непогашенной ссуды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Использование математических методов управления
В числе объективных причин и факторов, препятствующих широкому внедрению математических моделей и методов в управленческую практику руководящего состава банков, первое, на наш взгляд, место занимает "информационный вакуум" относительно понимания существа и необходимости применения матема ...

Развитие интернет-банкинга в России
Первое упоминание о российских системах интернет-банкинга связано с развертыванием в 1998 году системы «Интернет Сервис Банк» в Автобанке. Она предназначалась для физических лиц, а для управления счетами было достаточно лишь стандартного браузера. Вслед за Автобанком подобные решения стали внедря ...

Порядок составления и обращения векселей
Для приобретения векселя Банка заинтересованное лицо (далее по тексту «Клиент») обращается в Отдел вексельного обращения Банка, либо в другое соответствующее подразделение Банка. При желании Клиента приобрести вексель Банка, Клиентом заполняется на составление векселя Банка Заявление, с указанием ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru