В большинстве европейских стран в период с конца XVII в. в течение полутора веков появились акционерные и крупные эмиссионные банки, что означало ликвидацию монопольного положения ростовщичества и создание национальных кредитных систем, отвечающих интересам развития промышленности и торговли. Появление банков не снижает значение коммерческого кредита как основы кредитной системы. Он сохраняет способность напрямую, непосредственно обслуживать кругооборот капитала, служить важным инструментом его ускорения. Банковский кредит получил развитие на его основе и удачно его дополняет.
Третий этап исторического развития кредита – переход к регулируемым кредитным отношениям. Его основной признак – всеохватывающий, тотальный характер кредитных отношений, что находит свое выражение в следующем:
- кредитные отношения опосредуют все экономические процессы, глубоко проникают в денежное обращение, сферу обмена, производства и потребления, международные отношения;
- все хозяйствующие субъекты, население государство становятся одновременно заемщиками и кредиторами; усиливается связь денежной эмиссии с кредитными операциями банков;
- международная торговля практически полностью опосредована кредитными сделками;
- с появлением кредитных карт повседневная купля-продажа товаров приобретает кредитный характер;
- получают развитие различные специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы [9, с.413].
Следует отметить, что с конца XIX в. основной формой финансирования внешнеторговых сделок служили иностранные облигационные займы, размещаемые правительствами, муниципалитетами и крупными фирмами на рынках частных капиталов других стран. В условиях свободного движения капиталов и беспрепятственного обмена валют на золото такие займы были очень удобным средством для внешнеторгового финансирования.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к ограничению возможностей использования классических средств финансирования международных торговых операций, а также к резкому ухудшению положения на мировом рынке. Кризис дал толчок для развития среднесрочных банковских и коммерческих кредитов. Именно в этот период наметились две основные особенности создаваемых систем финансирования экспорта, которые в дальнейшем, главным образом с начала 50-х гг., стали особенно четкими. Коммерческие кредиты стали основной формой финансирования в странах Западной Европы.
Значение коммерческих кредитов стало возрастать сразу после первой мировой войны, но лишь после кризиса 1929-1933 гг. эти кредиты стали одним из основных средств финансирования экспорта. При этом, если раньше коммерческие кредиты использовались исключительно для краткосрочного кредитования экспортных поставок, то постепенно сфера их влияния расширилась, их стали применять при финансировании сделок, требующих долгосрочных займов.
Главной целью предоставления коммерческих кредитов в это время было создание благоприятных предпосылок для роста инвестиций за границей. Направление кредита вплоть до начала 50-х гг. было предельно стабильным – от США странам Западной Европы и Японии.
Начало 50-х гг. характеризовалось тем, что обращение западноевропейских стран к использованию международного кредита для целей внешнеэкономического развития становится все более активным, общее направление движения международных кредитов изменилось в сторону развивающихся стран третьего мира и, наконец, тем, что разница систем внешнеторгового кредитования у США, с одной стороны, и у большинства западноевропейских стран – с другой, становится все более определенной.
Наряду со значительным расширением экспорта из США и Англии быстро возрастала конкуренция со стороны многих западноевропейских стран и Японии, которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики (довоенный объем промышленного производства в странах Западной Европы был достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но и быстро развивали экспорт. К началу 50-х гг. проблема сбыта машин и оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.
В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся страны были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь при определенных условиях. В частности, многие развивающиеся страны стали настаивать на том, чтобы сам экспортер изыскивал средства для финансирования своих поставок. В условиях, когда экспортные кредиты нередко были единственным возможным источником финансирования закупок машин и оборудования для импортеров, последние соглашались даже покупать более дорогое оборудование, но обязательно в кредит, рассчитывая, что рассрочка платежа позволит им приобрести оборудование с минимальными первоначальными затратами и оплатить как стоимость самого оборудования, так и проценты, и другие расходы, связанные с получением кредита, из доходов от эксплуатации этого оборудования. Таким образом, возможности сбыта машин и оборудования в развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих поставок.
Другие материалы:
Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике
В качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заемщик.
Кредитор – это сторона, предоставляющая ссуды.
Заемщик – сторона, получающая кредит и принимающая на себя обязательство возвратить в установленный срок ссуженную стоимость и уплатить процент за время пользования ссудой.
Функ ...
Рекомендации по совершенствованию методики анализа кредитных
операций АО Банк "Финансы и Кредит"
В условиях высокой конкуренции и нестабильности финансовых рынков вопрос анализа и объективной оценки деятельности кредитных учреждений становится все более актуальным. Одна из задач на пути совершенствования методики анализа кредитных операций состоит в повышении качества современных методов анал ...
Организационные основы взаимоотношений банка с
клиентами - физическими лицами
Альфа-Банк позиционирует себя как банк, который ценит время своих клиентов, который не просто предоставляет банковские услуги, а делает это быстро и эффективно.
Основным принципом в обслуживании физических лиц является быстрота и удобство для клиента. Банк не приемлет очередей в своем офисе. Для ...