Начало становлению нового российского социального страхования было положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря – Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.
Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализации безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР».
Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъемлющего социального страхования. Созданием новой страховой системы социальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры социальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты – в зависимость от трудового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости [3, с. 314].
Система социального страхования в России в современном ее виде формируется на протяжении 10-12 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы, потребовали серьезной модернизации. Как известно, основной формой социальной защиты в СССР было государственное социальное обеспечение, которое внедряло в сознание людей миф «о бесплатности» для работников социальных выплат, что объясняет провал в общественном сознании в период после 1917 года и отсутствие в этой связи понимания не только населением, но и правящей элитой основ экономической и правовой природы социального страхования.
По этой причине в условиях рыночных отношений требуется новая доктрина социальной защиты, ее информационное обеспечение и идеологическая поддержка, формирование специализированных фондов по аккумуляции значительных страховых ресурсов. В середине 90-х годов были предприняты законодательные меры по созданию правовой и организационной инфраструктуры социального страхования, которые, однако, не были синхронизированы с мерами по регулированию системы заработной платы. Условия формирования элементов социального страхования были неблагоприятными:
· Резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите (безработные, инвалиды, бездомные, беженцы), появился значительный слой самозанятого населения в малом и среднем бизнесе, а ресурсное обеспечение было нестабильным, значительная часть доходов (до 30-40%) укрывалась в теневой части доходов,
Другие материалы:
Банковская система России
Банк России выступает в роли центрального банка страны, и на него возлагаются функции монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства, а также регулирующие и контролирующие функции. Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке ...
История страхования от несчастных случаев
Страхование от несчастных случаев за годы рыночных реформ претерпело существенные изменения. Они связаны с введением обязательных видов страхования от несчастных случаев для определенных категорий и групп населения, развитием коллективных форм страхования работников предприятий и организаций, появ ...
Проблемы фондовой биржи в России
К настоящему времени капитализация фондовых рынков России превысила ее ВВП. По отношению «капитализация/ ВВП» Россия вышла на средний уровень развитых стран, опередив многие из них. По абсолютной капитализации акций Россия практически сравнялась с такими развитыми странами, как Италия и Испания, и ...