Банк России устанавливает единые для всех кредитных организаций правила по выпуску и оформлению сертификатов. Они могут выпускаться в разовом порядке и сериями, могут быть именными и на предъявителя. Сертификаты не являются платежным или расчетным средством за проданные товары и услуги.
Через выпуск сертификатов КБ может привлекать только рублевые средства, как от резидентов, так и нерезидентов.
Сертификаты должны быть срочными. Срок обращения сертификата определяется банком. Проценты по ним должны начисляться не реже 1 раза в месяц, а выплата производится одновременно с погашением сертификата. Внесистемно проценты начисляются ежедневно в разрезе каждого сертификата. Бланки сертификатов изготавливаются полиграфическими предприятиями, которые имеют лицензию МФ. Сертификаты должны иметь корешки, в которых указывается номер сертификата, сумма, срок, кому выдан, подпись вкладчика. Корешки отрываются и хранятся в банке.
Сертификат должен содержать обязательные реквизиты
Наименование сертификата.
Номер и серия.
Дата внесения вклада.
Размер вклада прописью и цифрами.
Безусловное обязательство коммерческого банка вернуть указанную сумму и проценты.
Дата востребования.
Проценты (размер, сумма).
Процент при досрочном изъятии.
Наименование, местонахождение, корсчет коммерческого банка в Банке России.
Для именного сертификата наименование и местонахождение юридического лица.
Подписи 2-х лиц, ответственных за выпуск сертификатов и печать.
Владелец сертификата может уступить право требования другому лицу в течение срока обращения сертификата. По сертификатам кредитных организаций на предъявителя уступка осуществляется простым вручением, а по именному оформляется цессия.
Расчеты по купле-продаже для юридических лиц осуществляются только безналичным способом.
Сертификаты имеют вторичный рынок, и он должен делать ресурсную базу банков более устойчивой, но в РФ этот рынок не развит.
Для привлечения ресурсов банками выпускаются финансовые векселя, которые имеют депозитную природу.
Банки могут выпускать простые и переводные векселя, а также процентные и дисконтные.
Банки разрабатывают положение о выпуске векселей, которое утверждает Председатель правления банка.
Векселя позволяют привлечь ресурсы в рублях и иностранной валюте. Покупка-продажа векселя оформляется договором. В коммерческом банке ведется журнал регистрационного учета выпущенных векселей.
Оплата векселя производится по заявлению векселедержателя по предъявлению векселя к оплате. Оплата осуществляется только безналичным путем для юридических лиц.
Вексель может являться расчетным средством, использоваться в залоговых, внешнеторговых операциях, векселем может быть выдан кредит, что делает вексель привлекательным, как для банка, так и для его клиентов.
Через выпуск векселей банки привлекают достаточно дешевые ресурсы, но, в основном, краткосрочные.
К депозитным ресурсам относятся и средства, которые привлечены коммерческим банком и через эмиссию банковских карт. Порядок эмиссии и осуществление расчетов с их использованием определен в Положении №266-П.
Банковская карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счету, в том числе произведение безналичных расчетов и получение соответствующих денежных сумм со счета. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счету, устанавливаются законом и (или) договором между держателем и эмитентом банковской карты.
Банковские карты, которые выпускаются для юридических лиц:
расчетная банковская карта – расходование средств в пределах суммы, которая имеется на счете или кредита предоставляемого КБ – эмитентом клиенту (овердрафт).
кредитная – клиент может осуществлять операции сверх суммы, которая находится его на счете в пределах установленного лимита.
Обязательными реквизитами банковских карт юридических лиц являются:
фирменное (официальное) наименование юридического лица –владельца картсчета (для корпоративных карт) и (или) его условный номер в платежной системе;
образец подписи держателя платежной карты и (или) егоперсональный номер;
Другие материалы:
Иностранные страховщики на рынке перестрахования
Перестраховочные операции получили распространение в России начиная с 1851 г. Вначале перестрахования из России принимали английские страховые компании, и довольно успешно для себя – целых двадцать лет финансовые результаты от принятия русских рисков оказывались вполне удовлетворительными. Затем, ...
Факторный анализ доходов по кредитным операциям
Рассмотрим состав и структуру отчета о финансовых результатах по итогам работы Банка за 2010 и 2011 годы (таблица 2.12).
Таблица 2.12 - Состав и структура доходов и затрат банка АО Банк "Финансы и Кредит"
Наименование статьи
2010 год,
тыс. грн.
2011 год,
тыс. грн.
Абс. из ...
Мероприятия по стимулированию продаж банковских продуктов
К средствам стимулирования потребителей банковских продуктов можно отнести возможность пользования какой-либо услугой в течение какого-либо времени на льготных условиях, скидки постоянным клиентам, демонстрации банковских продуктов (проведение семинаров и презентаций), лотереи среди постоянных кли ...