В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.
За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве постсоциалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии: сегодня они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, а также в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане.
В мировой практике сложилось шесть основных вариантов участия государства в системе страхования вкладов [1]:
1. Явный отказ государства от страхования и защиты вкладов физических лиц (используется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских и сберегательных операций позволяют потенциальному вкладчику самостоятельно оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии банка).
2. Законодательное участие государства. Например, установленное в законодательном порядке преимущество требованиям вкладчиков перед другими требованиями при ликвидации банка-банкрота (используется в Австралии и Монголии).
3. Неясность и неопределенность государства в отношении покрытия требований вкладчиков.
4. Неявная (подразумеваемая) гарантия государства (модель представляет собой ситуацию, когда нет каких-то специальных законов или фондов, которые обеспечивают гарантию средств вкладчиков, средства для выплат не резервируются, однако по прошлому опыту или по заявлениям ответственных лиц вклады граждан могут быть возмещены, причем сумма компенсаций остается на усмотрение властей).
5. Ограниченные гарантии государства (гарантии распространяются на часть вклада, на отдельные виды вкладов, существует государственный, смешанный или частный страховой фонд).
6. Полные гарантии государства (полное участие государства в выплате возмещений вкладчикам). Применяется в условиях серьезного системного сберегательного кризиса, после нормализации экономической ситуации - может быть заменена системой ограниченных гарантий. Использовалась в Швеции и Финляндии.
На сегодня в зависимости от степени участия государства в ССВ можно выделить две основные и преобладающие в мировой практике системы страхования:
1. Системы страхования вкладов, находящиеся под прямым воздействием государства.
2. Системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства.
Общая информация о построении систем страхования вкладов за рубежом представлена в Таблице 1 [2].
Таблица 1. Практика систем страхования вкладов
|
Страна |
Год создания |
В чьей собственности находится |
Кто принимает решения |
Взносы банков |
Взносы правительства | |
|
США |
1933 |
государственная корпорация |
независимая корпорация |
0,08% в год от средней суммы вкладов за год |
нет, но при необходимости предоставляет кредит до $3 млрд. | |
|
Япония |
1971 |
смешанная (государственная и частная) |
независимая корпорация |
1/3 оплаченного капитала плюс 0,008% в год |
2/3 оплаченного капитала | |
|
Германия |
1976 |
частная |
банковские союзы |
0,03% в год от суммы вкладов; возможен дополнительный взнос в таком же объеме |
нет | |
|
Франция |
1980 |
негосударственная |
Ассоциация французских банков (АФБ) |
не взимается; сумма фактических выплат покрывается членами АФБ пропорционально размерам депозитов в них |
нет | |
|
Великобритания |
1982 |
государственная корпорация |
независимая корпорация |
взносы пропорционально вкладам, но не более 0,3% от их суммы |
нет | |
|
Венгрия |
1993 |
- |
Венгерский национальный фонд страхования вкладов |
0,2% для устойчивых банков, 0,3% для других банков | ||
|
Чехия |
1994 |
- |
Фонд страхования вкладов |
0,25 Сбербанк, 0,4% для других банков |
- | |
|
Польша |
1995 |
- |
Банковский гарантийный фонд |
0,2% Сбербанк и сберкассы, 0,4% для других банков |
- | |
|
Литва |
1996 |
государственная корпорация |
государственная корпорация |
вступительные: 5 000 лит - для банков, 500 лт - для кредитных союзов |
30,3 млн. лит | |
|
Латвия |
1998 |
государственная корпорация |
независимая корпорация |
вступительные: 50 тыс. лат для банков, 100 лат - для кредитных союзов; регулярные (ежеквартальные) - 0,05% |
1 000 лат | |
|
Эстония |
1998 |
частная |
независимая корпорация |
вступительные: 50 тыс. крон - для банков; регулярные (ежеквартальные) - 0,1% от суммы привлеченных депозитов |
нет | |
|
Украина |
1998 |
государственная корпорация |
независимая корпорация |
вступительные - 1% зарегистрированного уставного капитала, регулярные (полугодовые) - 0,25% от суммы остатков гарантируемых средств |
20 млн. гривен | |
|
Казахстан |
1999 |
государственная корпорация |
государственная корпорация |
0,375% от величины привлеченных банком гарантируемых средств, ежеквартальный взнос - 0,25% от суммы остатков на соответствующих счетах |
1 млрд. тенге | |
|
РОССИЯ |
2004 |
государственная корпорация |
государственная корпорация (АСВ) |
0,15 за квартал от суммы остатков средств на счетах по учету вкладов |
имущественный взнос РФ (3 млрд. руб) | |
|
Индонезия |
2005 |
государственная корпорация |
государственная корпорация |
Начальный капитал составит от 4 до 8 трлн. индонезийских рупий | ||
Другие материалы:
Новые методы управления отношениями банков с
клиентами
Необходимость обслуживания большого объема обращений потенциальных клиентов и ведение полной истории этих обращений ставит перед банками задачу создания полноценных систем обработки и учета вызовов. На современном этапе развития компьютерных технологий и качественное обслуживание вызовов, и одновр ...
Общие положения договора банковского вклада: условия, стороны и форма
договора
Сторонами договора банковского вклада являются банк и вкладчик. Данный договор относится к числу банковских операций и в силу этого предполагает участие на стороне услугодателя специального субъекта. При этом услугодателем выступает не просто кредитная организация, а именно банк. Согласно ст. 835 ...
Тенденции развития
российского валютного рынка
Российская статистика валютных операций имеет определенную специфику в методологии расчета показателей, характеризующих объем и структуру рынка. Возможность корректно сопоставлять данные о валютных рынках различных стран появляется 1 раз в 3 года, когда Bank for International Settlement (далее — B ...