В банковской практике до сих пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности клиента. Основными причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению с большим трудом, с высокой степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности. [15; 204]
Вместе с тем в мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности осуществления кредитной сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов. [15; 204]
В различных странах применяются различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Наиболее распространенные системы оценки кредитоспособности клиента
«Правило пяти си» (США) |
CAMPARI (некоторые европейские банки) |
COPF (Германия) |
CAMEL (Мировой банк) |
PARSER (Англия) |
C-character (репутация заемщика) C-capacity (финансовые возможности) C-capital (капитал, имущество) C-collateral (обеспечение) C-condition (общие экономические условия) |
C-character (репутация заемщика) A-ability (способность к возврату кредита) M-merge (доходность кредитной операции) P-purpose (целевое назначение кредита) A-amount (размер кредита) R-repayment (условия погашения) I-insurance (обеспечение) |
C-competition (конкуренция в отрасли) O-organization (организация деятельности) P-personnel (персонал, кадры) F-finance (финансы, доходы) |
C-capital (достаточность собственного капитала) A-assets (размер активов) M-management (качество менеджмента) E-earning (доходность) L-liquidity (ликвидность) |
P-person (репутация заемщика) A-amount (сумма кредита) R-repayment (возможности погашения) S-security (обеспечение) E-expediency (целесообразность кредита) R-remuneration (вознаграждение банку) |
В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву «с»:
Характер заемщика (character). Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств (бюро).
Платежеспособность (capacity). Способность возвратить кредит – субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.
Капитал (capital). Изучение капитала фирмы играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.
Другие материалы:
Понятие эмиссии и выпуска
денег
Эмиссия (от лат. emission – выпуск) в широком смысле слова представляет собой дополнительный выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Экономические агенты, производящие эмиссию, называются эмитентами. В качестве эмитентов ценных бумаг могут выступать хозяйствующие субъекты, банки, правительство ст ...
Обязательное государственное страхование жизни
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание и соблюдение - обязанность государства. Данные положения Конституции Российской Федерации обязывают государство совершенствовать существующие гарантии в части их реализации ...
Индикаторы
Williams’%R
Это один из самых известных и популярных стохастических осцилляторов. Интересен феномен %R индикатора – его уникальная способность предвосхитить разворот цен. Индикатор почти всегда делает пик и перемену тренда вниз за несколько дней перед пиками цены и ее разворотом вниз. Так же, %R ...