Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц
Страница 1

Банки » Система оценки кредитоспособности клиентов банка » Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц

В банковской практике до сих пор практически не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки разных стран используют различные системы анализа кредитоспособности клиента. Основными причинами такого многообразия являются: различная степень доверия к количественным (поддающимся измерению) и качественным (поддающимся измерению с большим трудом, с высокой степенью допустимости) способам оценки факторов кредитоспособности; особенности индивидуальной культуры кредитования и исторически сложившейся практики оценки кредитоспособности; многообразие факторов, влияющих на уровень кредитоспособности. [15; 204]

Вместе с тем в мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности осуществления кредитной сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов. [15; 204]

В различных странах применяются различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Наиболее распространенные системы оценки кредитоспособности клиента

«Правило пяти си» (США)

CAMPARI

(некоторые европейские банки)

COPF

(Германия)

CAMEL

(Мировой банк)

PARSER

(Англия)

C-character

(репутация заемщика)

C-capacity

(финансовые возможности)

C-capital

(капитал, имущество)

C-collateral

(обеспечение)

C-condition

(общие экономические условия)

C-character

(репутация заемщика)

A-ability

(способность к возврату кредита)

M-merge

(доходность кредитной операции)

P-purpose

(целевое назначение кредита)

A-amount

(размер кредита)

R-repayment

(условия погашения)

I-insurance (обеспечение)

C-competition

(конкуренция в отрасли)

O-organization

(организация деятельности)

P-personnel

(персонал, кадры)

F-finance

(финансы, доходы)

C-capital

(достаточность собственного капитала)

A-assets

(размер активов)

M-management

(качество менеджмента)

E-earning

(доходность)

L-liquidity

(ликвидность)

P-person

(репутация заемщика)

A-amount

(сумма кредита)

R-repayment

(возможности погашения)

S-security

(обеспечение)

E-expediency

(целесообразность кредита)

R-remuneration

(вознаграждение банку)

В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву «с»:

Характер заемщика (character). Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств (бюро).

Платежеспособность (capacity). Способность возвратить кредит – субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.

Капитал (capital). Изучение капитала фирмы играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Лизинговый кредит
Лизинговая деятельность - деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные (кредита) средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выку ...

Характеристика членов фондовой биржи и органов ее управления
Невозможно представить себе развитую страну без рынка ценных бумаг. Ведь рынок ценных бумаг – это тот институт, на котором отражается вся экономика страны, будь то промышленный сектор, сектор обслуживания или финансовый сектор. Если в стране замечается экономический рост, то рынок ценных бумаг бу ...

Банковская система Российской Федерации
Российскую банковскую систему образуют Банк России, Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций. Стержнем нашей банковской системы является ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alivebank.ru