Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
1. Управление активами и пассивами |
2. Управление ликвидностью |
3. Управление собственным капиталом |
4. Управление заемным капиталом |
5. Управление банковскими рисками |
6. Управление кредитным портфелем |
7. Организация внутрибанковского контроля |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ |
1. Администрирование системы организации и оплаты труда |
2. Организация подбора и расстановки персонала |
3. Организация системы подготовки персонала |
Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом — собственным и заёмным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме табл. 2.
ТАБЛИЦА 2
Основные задачи банковского менеджмента
Задачи |
Содержание решаемых задач |
Банковская политика |
1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка |
2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка | |
3. Разработка методологии управления деятельностью банка | |
4. Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка | |
5. Стратегия управления персоналом банка: — в области организации работы персонала; — в области определения эффективности работы персонала; — в области мотивации персонала; — в области стимулирования инновационного потенциала персонала; — в области продвижения персонала | |
Банковский маркетинг |
1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг |
2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры | |
3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг | |
4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения | |
Создание банковских продуктов |
1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка |
2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов | |
Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг |
1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица) |
2. Завоёвывание новых рынков банковских услуг | |
3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков | |
4. Получение прибыли | |
Экономика и финансы |
1. Приращение капитала |
2. Управление прибылью и ликвидностью | |
3. Максимизация управленческого вознаграждения | |
4. Обеспечение стабильности развития банка | |
5. Обоснование финансовых решений | |
6. Управление издержками банка | |
Информационно—аналитическое обеспечение |
1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций |
Администрирование |
1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка |
Другие материалы:
Основные подходы и методы оценки
ценных бумаг
Привилегированные акции
Привилегированными акциями называются акции, по которым, как правило, предусмотрена регулярная выплата фиксированных дивидендов (усмотрению совета директоров компании). Привилегированные акции обладают преимуществами по сравнению с обыкновенными акциями относительно выплат ...
Общие принципы моделирования
Для обеспечения адекватной текущей оценки и долгосрочного прогнозирования финансового состояния системы пенсионного страхования актуарная модель должна удовлетворять следующим основным требованиям.
1. Соответствие главным принципам пенсионного страхования, таким, как:
-солидарность материальных ...
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — автомобиль, мотоцикл, мопед — выступа ...